Найти тему
Ламповый уголок

Пражский студент (1913)

Оглавление

Относительно недавно я начал погружаться в историю кинематографа. Изучать это достаточно интересно, так как можно проследить, когда и где зародился тот или иной жанр, методы съёмки и многое другое.

А теперь, когда небольшое вступление было сказано, можно перейти непосредственно к теме статьи. Фильм "Пражский студент" 1913 года.

Это немецкий фильм, снятый двумя режиссёрами: Паулем Вегенером и Стелланом Рюэ (к слову, Пауль Вегенер снялся в главной роли). Данная картина является ярким примером немецкого экспрессионизма в кинематографе. Также она является одним из первых фильмов ужасов в истории кино. Конечно, сейчас "Пражский студент" вряд ли кого-то испугает, фильму всё-таки больше 100 лет. Современный зритель достаточно искушён, чтобы пугаться подобных вещей, но для зрителей того времени это было в новинку. Поэтому, чтобы лучше прочувствовать эффект от просмотра, можно представить, что мы переносимся прямиком в 1913.

Сюжет

Вкратце расскажу завязку сюжета. Кому интересно, тот сам посмотрит фильм. Я здесь только для того, чтобы высказать, что я думаю по поводу картины.

Главным героем фильма является студент Балдуин, отличный фехтовальщик. Но у него совсем не остаётся денег. А помочь справиться с этой проблемой студенту предлагает Скапинелли - ростовщик.

Встреча Балдуина и Скапинелли
Встреча Балдуина и Скапинелли

Скапинелли заключает с Балдуином сделку: Балдуин получает гору денег, а Скапинелли забирает любую вещь из комнаты студента. Наш главный герой, конечно, не замечает никакого подвоха и подписывает соглашение. Ростовщик же, в свою очередь, даёт студенту кучу денег и забирает не просто какую-то вещь, он забирает отражение Балдуина, который, в целом, особо и не сопротивляется, так как он счастлив, что наконец-таки богат и ему больше не придётся жить в нищете. Но вскоре мы поймём, что он очень зря так беспечно отнёсся к этому.

Мнение

В целом, фильм интересный и часто заставляет поражаться тому, какие решения принимались для отображения двойников на одном экране.

Пример кадра с двойниками
Пример кадра с двойниками

Конечно, сейчас подобны кадры не кажутся нам чем-то необычным, но для того времени это было удивительно. К тому же на данных кадрах вообще не видно склеек, они идеально совмещены. Заметно, что это разные кадры, только в случаях, когда герой начинает становиться прозрачным, хотя этого, очевидно, по сюжету не подразумевалось. Но какой идеальности можно хотеть от фильма 1913 года. Такие бесшовные совмещения кадров уже являются огромным достижением.

Но, как бы то ни было, некоторое напряжение при появлении двойника присутствовало. Поэтому нельзя сказать, что фильм вообще не может как-то испугать. Сильно впечатлительные люди, я думаю, будут бояться не меньше людей из 1913.

Весь фильм не покидало ощущение, что Лидушка там какая-то лишняя. Я понимаю, какую роль она сыграла в сюжете, но большую часть фильма она просто ходит и суёт нос не в чужие дела. В какой-то момент Лидушка даже начала раздражать своим поведением.

Концовка напомнила чем-то концовку "Отцов и детей". Будто бы персонаж тоже как-то глупо умер. Что Базаров умер от пореза, что Балдуин - от выстрела в двойника.

Очень радует, что этот фильм из разряда тех, которые после просмотра оставляют некую пищу для размышлений. Отражение выступает как наглядное изображение внутреннего состояния человека. Такой своего рода портрет Дориана Грея. Каким бы ты ни был для окружающих, как бы ты ни выглядел, твоя натура никак не меняется. Так, двойник Балдуина вобрал в себя самые худшие его черты и преумножил их.

После смерти студента мы видим, как отражение сидит на его могиле, оно никуда не исчезло. Последним, кого видели люди перед смертью Балдуина, был именно его двойник. Они запомнят студента таким: корыстным, злым, безжалостным. Именно двойник будет жить в памяти людей, а не настоящий Балдуин.

Оценка: 8/10

P.S. если не сложно, хотелось бы в комментариях увидеть отзыв по поводу статьи, насколько хорошо написано, приятно ли читать. Буду рад любой критике, спасибо!

#пражский студент #немое кино #экспрессионизм #кинообзор