Найти тему

Правда Тейлора

В 2019 году журналисты «Music Life» взяли интервью у Криса («Кристалла») Тейлора, который на протяжении долгих лет был главным техником Роджера Тейлора. Здесь Кристалл рассказал о своей многолетней работе с Queen, о взаимодействии с Роджером Тейлором.

Кристалл с Роджером Тейлором
Кристалл с Роджером Тейлором

Music Life:«Большое спасибо, что согласились на это интервью. Мне бы хотелось начать с вполне очевидного вопроса: как вы стали частью Queen?»

Кристалл: «Я никогда особо не стремился работать на Queen. В течение нескольких лет я работал в турах с другой группой, а затем в январе 1976 года мне позвонили и спросили, не хочу ли я на четыре месяца присоединиться к Queen в их турне по США, Японии и Австралии. Естественно, я сказал "да"».

Music Life:«Чем вы занимались до этого?»

Кристалл: «Я был с множеством групп, которые гастролировали по клубам и другим местам в Великобритании. В 1974 году я работал на настоящую поп-звезду того времени - Дэвида Эссекса. На концертах девочки пели вместе с ним, кричали и плакали. Это было странно, но весело. В 1975 году я сотрудничал с весьма успешной группой Pilot. Я также работал с Элтоном Джоном и Pink Floyd на "Уэмбли", Небуорте и так далее. Были и другие».

Music Life:«Раньше вы слышали о Queen?»

Кристалл: «"Seven Seas of Rhye" и "Killer Queen" хорошо продавались и были достаточно известными песнями, так что я знал о них. Помню, как мы с другом ехали в машине в Брайтон и диджей по радио сказал: "Итак, у нас есть новая песня Queen". Это была "Bohemian Rhapsody". Начало песни было очень хорошим, но, когда начались "Galileo, figaro…", я подумал: "Что это вообще такое?" Однако уже через два месяца я получил возможность слушать "Galileo, figaro" каждый день – и так в течение 14 лет» (Смеется).

Music Life:«Что вы подумали об участниках группы, когда впервые встретились с ними?»

Кристалл: «После телефонного звонка я сразу пошел к Джону Риду и там встретился с Фредди. Он был весьма вежлив и сказал мне: "Привет". Потом вошел Брайан, который случайно наступил мне на ногу своими деревянными сабо. Думаю, он раз десять извинился! Затем я поехал на квартиру Роджера, чтобы познакомиться со своим новым боссом. Хорошо помню того парня, с длинными светлыми волосами и высоким голосом. Тогда я решил, что он гей. Никогда ещё я так серьезно не ошибался. С Джоном я познакомился на репетиции в Уотербери, штат Коннектикут, США».

Music Life:«После стольких лет… как бы вы описали их?»

Кристалл: «У них совершенно разные характеры. Брайан действительно серьезный. Джон очень тихий, но спустя какое-то время вы понимаете, что это веселый парень. Что касается Роджера, то все мы знаем, какие вещи он любит. У нас с ним всегда были схожие интересы, так что мы очень хорошо ладили. Фредди очень застенчивый, но с ним весело. Далеко не все знают, что у него было удивительное чувство юмора».

Music Life:«Пожалуйста, расскажите нам ещё о Роджере. Что это за человек?»

Кристалл: «Это трудный вопрос. Он был рожден, чтобы стать рок-звездой. Во-первых, он первый купил большой дом и дорогую машину. Очевидно, это был черный Ferrari 308 GTB. Он первый купил дом за границей, и оказался единственный из них, у кого был мотоцикл Cruiser. Вне сцены он также вел себя как рок-звезда. Естественно, ему нравились разные вещи, связанные с этим образом жизни. Ах, ещё он был замечательным барабанщиком! Он и сам во многих отношениях замечательный».

Music Life:«С ним было легко работать?»

Кристалл: «Да. Как и любой другой человек, он может быстро впасть в ярость. Но он очень быстро возвращается в свое нормальное состояние. Я познакомился с ним на работе, но мы стали действительно хорошими друзьями и часто ходили куда-нибудь вместе, в том числе и в выходные».

Music Life:«Можете поделиться с нами несколькими воспоминаниями, связанными с Роджером?»

Кристалл: «Мы часто катались на лыжах в Шотландии, и в баре было множество людей, которые не знали, кто такой Роджер. Они спросили нас, чем мы зарабатываем на жизнь, и мы сказали, что продаем пылесосы. Кажется, что они нам поверили» (Смеется).

Роджер Тейлор
Роджер Тейлор

Music Life:«Пожалуйста, расскажите нам ещё какие-нибудь веселые истории».

Кристалл: «Есть вещи, которые вызывают у меня много вопросов, но я по-прежнему не могу на них ответить. Это весьма забавно, особенно когда вспоминаешь обо всем, что мы делали вместе. Мы были похожи на старшеклассников, которых невозможно контролировать».

Music Life:«Кстати, какие рок-музыканты вам нравятся?»

Кристалл: «Мне нравится много различных жанров музыки, но только не рэп. Это ужасный продукт. Мои любимые исполнители - Pink Floyd и Боб Марли. Мне также нравятся и смежные жанры, например, АВВА. Когда я впервые попал на концерт Pink Floyd, в зале сидело около 60 человек. Тогда Сид Барретт был ещё в группе. С Бобом Марли я познакомился, когда он пришел посмотреть шоу Queen в "Мэдисон-сквер-гарден". Я пил пиво вместе с Тайроном Дауни, клавишником The Wailers. Он сказал мне, что они пришли посмотреть Queen, потому что им понравилась песня "Another One Bites the Dust". Мы с Джоном были единственными, кто слушал регги, поэтому я сказал ему прямо перед концертом, что Боб Марли находится в зале. Он так обрадовался, что включил свой бас на полную громкость!»

Music Life:«Какую музыку вы слушали в детстве?»

Кристалл: «Хм… У меня не было каких-то серьезных кумиров. Но The Beatles всё изменили своей музыкой, прическами, одеждой и обувью. Затем появились The Rolling Stones. У них были длинные волосы, но не было четкого имиджа, как у The Beatles. Однако я, вдохновившись ими, также отрастил длинные волосы».

Music Life:«Вы когда-нибудь слушали песни Queen?»

Кристалл: «Не думаю. Но их постоянно крутили по радио».

Music Life:«Назовите три ваших любимых альбома Queen».

Кристалл: «Я по-прежнему считаю, что "Черная сторона Queen II" была потрясающей. Далее назову "A Night at the Opera" и "News of the World"».

Music Life: «А что вам не нравилось?»

Кристалл: «"Dreamer’s Ball"! (из альбома "Jazz", написана Брайаном Мэем. – Прим. пер.) Я ненавижу её. Просто немыслимая песня. Я видел, как Брайан и Роджер ужасно спорили о ней, поэтому я тоже возненавидел её на концертах. И я больше не могу слышать "We Will Rock You"!! Наверное, я слишком часто слышал это вживую. "Body Language" (из альбома "Hot Space", написана Фредди Меркьюри. – Прим. пер.) тоже ужасна. Что касается альбомов, то я ненавижу "Hot Space" и "The Miracle"».

Music Life:«Теперь мне хотелось бы поговорить о вашей работе техника. Что надо иметь в виду при подготовке и сборке ударной установки Роджера?»

Кристалл: «О, технические штучки! Я прекрасно помню вечеринки, однако надо иметь в виду, что мы говорим о вещах из далекого прошлого. Но я попробую вспомнить (Смеется). Прежде всего, вы должны разместить всё необходимое для барабанщика в нужном месте. Установка должна выглядеть красиво. Я всегда старался устроить всё красиво и круто, как только мог. Когда приходит новый комплект, нужно сначала настроить в противоположном направлении тамтамы и бас-барабаны. То есть если они обращены к исполнителю регулировочным винтом, вы должны переместить его в противоположном от исполнителя направлении. Благодаря этому, если что-то случится во время выступления, вы сможете отрегулировать винты или отключить ту часть, которая работает с перебоями. Кроме того, подставки для тарелок должны стоять как можно дальше от лицевой части басового барабана. Если сделать всё правильно, то можно избежать многих проблем».

Невидимая сторона шоу
Невидимая сторона шоу

Music Life:«Расскажите о самой большой проблеме, с которой вы столкнулись во время шоу».

Кристалл: «О да, самая большая проблема. Думаю, что я никогда не спал во время шоу. Ах, извините, шучу (Смеется). У меня всегда были под рукой запасная педаль бас-барабана и малый барабан, а также барабанные головки разных размеров. Роджер разрывал их достаточно быстро. Подставка для малого барабана надежно закреплялась на стойке, так как если головка малого барабана разобьется, то вам придется снимать барабан с подставки и заменять его новым. То же самое касается педали бас-барабана. Мы использовали "Speed King" от "Ludwig", и это хорошая педаль, но она очень часто ломалась. В таких случаях я должен был проскользнуть между ловушкой и ногами Роджера, пока он играет, чтобы переключить педаль. Я достаточно большой парень, так что протиснуться туда было весьма непросто. Вместе с новым комплектом мы всегда заказывали два бас-барабана – на всякий случай, как я говорил Роджеру. Второй бас-барабан всегда должен быть настроен. Этим обычно перед шоу занимался я. И вот однажды вечером во время шоу в США случилось неожиданное. Я всегда внимательно следил за всеми движениями Роджера, поэтому тут же заметил, что колотушка педали врезается в головку барабана. "Вот дерьмо!" – подумал я и вышел на середину сцены с бас-барабаном. Я снял микрофоны бас-барабана и открутил винты. Тогда я заменил сломанный бас-барабан на новый, поставил всё на место и исчез со сцены. Фредди, увидев это, объявил: "Такого у нас ещё никогда не было!" Команда сразу же наградила меня аплодисментами, но я не обратил на это внимания и просто вернулся на свое место. Кто-то похлопотал за меня, и я закончил работу за 45 секунд! Этим достижением я могу гордиться!»

Music Life:«При составлении комплекта вы всегда обращали внимание на детали. Какой, с вашей точки зрения, самый удачный комплект?»

Кристалл: «Большой набор "Ludwig" 1976 года. Он выглядел действительно круто. Даже сейчас, вспоминая это, я думаю, как он был хорошо сделан».

Music Life:«Роджер часто меняет комплекты, которые обычно выполнены в стилистике альбомов или песен. Это идея Роджера? Или вы придумываете это вместе?»

Кристалл: «У него был контракт с "Ludwig", так что всё это было бесплатно. Мы обсуждали, какие цвета нам следует выбрать, некоторые другие вещи. Естественно, последнее слово оставалось за Роджером».

Music Life:«В 1976 году ударная установка Роджера значительно изменилась (далее в тексте следуют специальные технические термины, которые мы решили опустить для лучшего восприятия. – Прим. пер.). Правда ли, что Роджеру не понравилось звучание "Ludwig Octaplus" и он изменил его, установив резонансные головки на те, что были больше 13 дюймов?»

Кристалл: «Откуда вы знаете? Это правда. Мы нанесли отметки в том же месте, что и головки, а потом просверлили отверстия, стараясь ничего не повредить. Это заняло столько времени!» (Говорят, что тогда техническая команда просверлила около 60 отверстий!)

Music Life:«Что касается настройки барабанов, я считаю, что для бас-барабанов резонирующие головки должны быть более жесткими, чем для ловушек. Вы согласны с этим?»

Кристалл: «Конечно, я умею настраивать, но очень многое делал сам Роджер. Он всегда был точен в настройках и постоянно следил за тем, чтобы всё это сохранялось во время шоу. Точно так же и гитарист настраивает свою собственную гитару. Ах да, вы правы, нижняя головка более плотнее. Это страшно, что вы так много знаете!»

Music Life:«С 1977 года дизайн лицевой части бас-барабана перешел от герба к обложкам альбомов. Чья это была идея?»

Кристалл: «Роджера. Я тоже предложил несколько вариантов, но идеи Роджера были лучше. Тогда мы использовали оборудование "Cream". Вы помните первую барабанную установку с гербом Queen? Это была шелкография (или трафаретная печать – метод нанесения изображений на поверхности с помощью трафаретной формы. – Прим. пер.). Все последующие были просто напечатаны. Забавно, но я помню имя женщины из компании, которая работала с нами. Вы можете записать это так: Роджер Тейлор, Крис Тейлор, Маргарет Тейлор!»

Продолжение следует…