В 2019 году журналисты «Music Life» взяли интервью у Криса («Кристалла») Тейлора, который на протяжении долгих лет был главным техником Роджера Тейлора. Здесь Кристалл рассказал о своей многолетней работе с Queen, о взаимодействии с Роджером Тейлором.
Music Life:«Большое спасибо, что согласились на это интервью. Мне бы хотелось начать с вполне очевидного вопроса: как вы стали частью Queen?»
Кристалл: «Я никогда особо не стремился работать на Queen. В течение нескольких лет я работал в турах с другой группой, а затем в январе 1976 года мне позвонили и спросили, не хочу ли я на четыре месяца присоединиться к Queen в их турне по США, Японии и Австралии. Естественно, я сказал "да"».
Music Life:«Чем вы занимались до этого?»
Кристалл: «Я был с множеством групп, которые гастролировали по клубам и другим местам в Великобритании. В 1974 году я работал на настоящую поп-звезду того времени - Дэвида Эссекса. На концертах девочки пели вместе с ним, кричали и плакали. Это было странно, но весело. В 1975 году я сотрудничал с весьма успешной группой Pilot. Я также работал с Элтоном Джоном и Pink Floyd на "Уэмбли", Небуорте и так далее. Были и другие».
Music Life:«Раньше вы слышали о Queen?»
Кристалл: «"Seven Seas of Rhye" и "Killer Queen" хорошо продавались и были достаточно известными песнями, так что я знал о них. Помню, как мы с другом ехали в машине в Брайтон и диджей по радио сказал: "Итак, у нас есть новая песня Queen". Это была "Bohemian Rhapsody". Начало песни было очень хорошим, но, когда начались "Galileo, figaro…", я подумал: "Что это вообще такое?" Однако уже через два месяца я получил возможность слушать "Galileo, figaro" каждый день – и так в течение 14 лет» (Смеется).
Music Life:«Что вы подумали об участниках группы, когда впервые встретились с ними?»
Кристалл: «После телефонного звонка я сразу пошел к Джону Риду и там встретился с Фредди. Он был весьма вежлив и сказал мне: "Привет". Потом вошел Брайан, который случайно наступил мне на ногу своими деревянными сабо. Думаю, он раз десять извинился! Затем я поехал на квартиру Роджера, чтобы познакомиться со своим новым боссом. Хорошо помню того парня, с длинными светлыми волосами и высоким голосом. Тогда я решил, что он гей. Никогда ещё я так серьезно не ошибался. С Джоном я познакомился на репетиции в Уотербери, штат Коннектикут, США».
Music Life:«После стольких лет… как бы вы описали их?»
Кристалл: «У них совершенно разные характеры. Брайан действительно серьезный. Джон очень тихий, но спустя какое-то время вы понимаете, что это веселый парень. Что касается Роджера, то все мы знаем, какие вещи он любит. У нас с ним всегда были схожие интересы, так что мы очень хорошо ладили. Фредди очень застенчивый, но с ним весело. Далеко не все знают, что у него было удивительное чувство юмора».
Music Life:«Пожалуйста, расскажите нам ещё о Роджере. Что это за человек?»
Кристалл: «Это трудный вопрос. Он был рожден, чтобы стать рок-звездой. Во-первых, он первый купил большой дом и дорогую машину. Очевидно, это был черный Ferrari 308 GTB. Он первый купил дом за границей, и оказался единственный из них, у кого был мотоцикл Cruiser. Вне сцены он также вел себя как рок-звезда. Естественно, ему нравились разные вещи, связанные с этим образом жизни. Ах, ещё он был замечательным барабанщиком! Он и сам во многих отношениях замечательный».
Music Life:«С ним было легко работать?»
Кристалл: «Да. Как и любой другой человек, он может быстро впасть в ярость. Но он очень быстро возвращается в свое нормальное состояние. Я познакомился с ним на работе, но мы стали действительно хорошими друзьями и часто ходили куда-нибудь вместе, в том числе и в выходные».
Music Life:«Можете поделиться с нами несколькими воспоминаниями, связанными с Роджером?»
Кристалл: «Мы часто катались на лыжах в Шотландии, и в баре было множество людей, которые не знали, кто такой Роджер. Они спросили нас, чем мы зарабатываем на жизнь, и мы сказали, что продаем пылесосы. Кажется, что они нам поверили» (Смеется).
Music Life:«Пожалуйста, расскажите нам ещё какие-нибудь веселые истории».
Кристалл: «Есть вещи, которые вызывают у меня много вопросов, но я по-прежнему не могу на них ответить. Это весьма забавно, особенно когда вспоминаешь обо всем, что мы делали вместе. Мы были похожи на старшеклассников, которых невозможно контролировать».
Music Life:«Кстати, какие рок-музыканты вам нравятся?»
Кристалл: «Мне нравится много различных жанров музыки, но только не рэп. Это ужасный продукт. Мои любимые исполнители - Pink Floyd и Боб Марли. Мне также нравятся и смежные жанры, например, АВВА. Когда я впервые попал на концерт Pink Floyd, в зале сидело около 60 человек. Тогда Сид Барретт был ещё в группе. С Бобом Марли я познакомился, когда он пришел посмотреть шоу Queen в "Мэдисон-сквер-гарден". Я пил пиво вместе с Тайроном Дауни, клавишником The Wailers. Он сказал мне, что они пришли посмотреть Queen, потому что им понравилась песня "Another One Bites the Dust". Мы с Джоном были единственными, кто слушал регги, поэтому я сказал ему прямо перед концертом, что Боб Марли находится в зале. Он так обрадовался, что включил свой бас на полную громкость!»
Music Life:«Какую музыку вы слушали в детстве?»
Кристалл: «Хм… У меня не было каких-то серьезных кумиров. Но The Beatles всё изменили своей музыкой, прическами, одеждой и обувью. Затем появились The Rolling Stones. У них были длинные волосы, но не было четкого имиджа, как у The Beatles. Однако я, вдохновившись ими, также отрастил длинные волосы».
Music Life:«Вы когда-нибудь слушали песни Queen?»
Кристалл: «Не думаю. Но их постоянно крутили по радио».
Music Life:«Назовите три ваших любимых альбома Queen».
Кристалл: «Я по-прежнему считаю, что "Черная сторона Queen II" была потрясающей. Далее назову "A Night at the Opera" и "News of the World"».
Music Life: «А что вам не нравилось?»
Кристалл: «"Dreamer’s Ball"! (из альбома "Jazz", написана Брайаном Мэем. – Прим. пер.) Я ненавижу её. Просто немыслимая песня. Я видел, как Брайан и Роджер ужасно спорили о ней, поэтому я тоже возненавидел её на концертах. И я больше не могу слышать "We Will Rock You"!! Наверное, я слишком часто слышал это вживую. "Body Language" (из альбома "Hot Space", написана Фредди Меркьюри. – Прим. пер.) тоже ужасна. Что касается альбомов, то я ненавижу "Hot Space" и "The Miracle"».
Music Life:«Теперь мне хотелось бы поговорить о вашей работе техника. Что надо иметь в виду при подготовке и сборке ударной установки Роджера?»
Кристалл: «О, технические штучки! Я прекрасно помню вечеринки, однако надо иметь в виду, что мы говорим о вещах из далекого прошлого. Но я попробую вспомнить (Смеется). Прежде всего, вы должны разместить всё необходимое для барабанщика в нужном месте. Установка должна выглядеть красиво. Я всегда старался устроить всё красиво и круто, как только мог. Когда приходит новый комплект, нужно сначала настроить в противоположном направлении тамтамы и бас-барабаны. То есть если они обращены к исполнителю регулировочным винтом, вы должны переместить его в противоположном от исполнителя направлении. Благодаря этому, если что-то случится во время выступления, вы сможете отрегулировать винты или отключить ту часть, которая работает с перебоями. Кроме того, подставки для тарелок должны стоять как можно дальше от лицевой части басового барабана. Если сделать всё правильно, то можно избежать многих проблем».
Music Life:«Расскажите о самой большой проблеме, с которой вы столкнулись во время шоу».
Кристалл: «О да, самая большая проблема. Думаю, что я никогда не спал во время шоу. Ах, извините, шучу (Смеется). У меня всегда были под рукой запасная педаль бас-барабана и малый барабан, а также барабанные головки разных размеров. Роджер разрывал их достаточно быстро. Подставка для малого барабана надежно закреплялась на стойке, так как если головка малого барабана разобьется, то вам придется снимать барабан с подставки и заменять его новым. То же самое касается педали бас-барабана. Мы использовали "Speed King" от "Ludwig", и это хорошая педаль, но она очень часто ломалась. В таких случаях я должен был проскользнуть между ловушкой и ногами Роджера, пока он играет, чтобы переключить педаль. Я достаточно большой парень, так что протиснуться туда было весьма непросто. Вместе с новым комплектом мы всегда заказывали два бас-барабана – на всякий случай, как я говорил Роджеру. Второй бас-барабан всегда должен быть настроен. Этим обычно перед шоу занимался я. И вот однажды вечером во время шоу в США случилось неожиданное. Я всегда внимательно следил за всеми движениями Роджера, поэтому тут же заметил, что колотушка педали врезается в головку барабана. "Вот дерьмо!" – подумал я и вышел на середину сцены с бас-барабаном. Я снял микрофоны бас-барабана и открутил винты. Тогда я заменил сломанный бас-барабан на новый, поставил всё на место и исчез со сцены. Фредди, увидев это, объявил: "Такого у нас ещё никогда не было!" Команда сразу же наградила меня аплодисментами, но я не обратил на это внимания и просто вернулся на свое место. Кто-то похлопотал за меня, и я закончил работу за 45 секунд! Этим достижением я могу гордиться!»
Music Life:«При составлении комплекта вы всегда обращали внимание на детали. Какой, с вашей точки зрения, самый удачный комплект?»
Кристалл: «Большой набор "Ludwig" 1976 года. Он выглядел действительно круто. Даже сейчас, вспоминая это, я думаю, как он был хорошо сделан».
Music Life:«Роджер часто меняет комплекты, которые обычно выполнены в стилистике альбомов или песен. Это идея Роджера? Или вы придумываете это вместе?»
Кристалл: «У него был контракт с "Ludwig", так что всё это было бесплатно. Мы обсуждали, какие цвета нам следует выбрать, некоторые другие вещи. Естественно, последнее слово оставалось за Роджером».
Music Life:«В 1976 году ударная установка Роджера значительно изменилась (далее в тексте следуют специальные технические термины, которые мы решили опустить для лучшего восприятия. – Прим. пер.). Правда ли, что Роджеру не понравилось звучание "Ludwig Octaplus" и он изменил его, установив резонансные головки на те, что были больше 13 дюймов?»
Кристалл: «Откуда вы знаете? Это правда. Мы нанесли отметки в том же месте, что и головки, а потом просверлили отверстия, стараясь ничего не повредить. Это заняло столько времени!» (Говорят, что тогда техническая команда просверлила около 60 отверстий!)
Music Life:«Что касается настройки барабанов, я считаю, что для бас-барабанов резонирующие головки должны быть более жесткими, чем для ловушек. Вы согласны с этим?»
Кристалл: «Конечно, я умею настраивать, но очень многое делал сам Роджер. Он всегда был точен в настройках и постоянно следил за тем, чтобы всё это сохранялось во время шоу. Точно так же и гитарист настраивает свою собственную гитару. Ах да, вы правы, нижняя головка более плотнее. Это страшно, что вы так много знаете!»
Music Life:«С 1977 года дизайн лицевой части бас-барабана перешел от герба к обложкам альбомов. Чья это была идея?»
Кристалл: «Роджера. Я тоже предложил несколько вариантов, но идеи Роджера были лучше. Тогда мы использовали оборудование "Cream". Вы помните первую барабанную установку с гербом Queen? Это была шелкография (или трафаретная печать – метод нанесения изображений на поверхности с помощью трафаретной формы. – Прим. пер.). Все последующие были просто напечатаны. Забавно, но я помню имя женщины из компании, которая работала с нами. Вы можете записать это так: Роджер Тейлор, Крис Тейлор, Маргарет Тейлор!»
Продолжение следует…