Найти тему
КиноНытик

Советское кино в годы войны: эвакуация киностудий, хроника и малокартинье

С первых дней Великой Отечественной войны кино стало оружием защитников советской Родины. Фильмы прошлых лет о революции и о родной земле давали бойцам силы для борьбы, а героические образы любимых героев, например Чапаева, вдохновляли солдат на подвиги.

Вот что писала в письме к актрисе Варваре Мясниковой, исполнившей роль Анки-пулеметчицы, командир пулеметного расчета Нина Онилова:

- С самого начала войны я хотела Вам написать и познакомиться. Я знаю, что Вы не Анка, не настоящая чапаевская пулеметчица. Но Вы играли, как настоящая, и я Вам всегда завидовала. Я мечтала стать пулеметчицей и также храбро сражаться. Когда началась война, я уже была готова, сдала на «отлично» пулеметное дело. С виду я очень хрупкая, но я скажу Вам правду: у меня ни разу не дрогнула рука….
-2

Вот живое свидетельство о роли кино в жизни человека, который защищал свою Родину. Этот вклад приумножили фильмы, снятые в годы войны. Это был трудный и героический период.

Важно было рассказать о подвигах фронтовиков и партизан, о величии духа советского человека. На первое место в то время вышли хроника и кинопублицистика. За годы войны выпущено больше пятисот номеров киножурналов, фронтовых киновыпусков, короткометражек и десятки полнометражных документальных фильмов, среди них – «Разгром немцев под Москвой», «Ленинград в борьбе», «День войны» и «Народные мстители».

На киностудиях «Мосфильм» и «Ленфильм» развернули работу по выпуску «Боевых киносборников», в составе которых выходили фильмы-песни, агитационные киноплакаты, новеллы и скетчи.

-3

В годы Великой Отечественной войны эвакуировали на восток киностудии Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Одессы. Съемки проводили в Алма-Ате, Ашхабаде, Ташкенте и других городах. Закончены начатые еще до войны фильмы «Машенька», «Маскарад», «Парень из нашего города», «Мечта» и другие.

Первый фильм о войне под названием «Секретарь райкома» снял Иван Пырьев. В центре сюжета – умный и темпераментный коммунист Кочет. Борьба с врагом отражена в кинолентах «Она защищает Родину» Эрмлера и «Радуга» Донского. Они созданы по горячим следам, по первым впечатлениям. Здесь отражена жестокая правда войны.

О локальных эпизодах войны сняты «Подводная лодка «Т-39», «Март-апрель», а также фильм «Два бойца». Часть лент повествовали о жизни тыла – это «Непобедимые», «Жила-была девочка», «Родные люди».

-4

Снимались фильмы на исторические и революционные темы, это «Котовский», «Оборона Царицына», «Пархоменко». В целом их уровень был значительно ниже всего, что снимали в довоенные годы.

Одной из творческих вершин тех лет стала первая серия фильма «Иван Грозный», которую выпустили в 1945 году. Сергей Эйзенштейн снял небезупречную с исторической точки зрения, но очень интересную художественную ленту.

После войны советский кинематограф восстановился далеко не сразу. Были разрушены многие киностудии, пленочные фабрики, не хватало денег и материалов.

-5

Конец 40-х – начало 50-х годов вошли в историю как период «малокартинья». В 1945 году было выпущено 20 художественных фильмов, в 1947 году – 27, а в 1951 году – всего 7.

Дело в том, что тогда действовала установка – снимать нужно только шедевры. В каждом из фильмов стремились показать как можно больше актуальных тем, сюжеты были перегружены. В итоге множество талантливых режиссеров просто не находили себе применения.

И, все-таки, в это время случались оригинальные находки. Это массовые сцены в фильме И.Савченко «Третий удар», батальные сцены в киноленте М. Ромма «Адмирал Ушаков».

-6

ВГИК продолжал готовить творческие кадры. В первые послевоенные годы дипломы получили Александр Алов, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов, Владимир Басов, Сергей Параджанов, Станислав Ростоцкий, Михаил Швейцер, Сергей Бондарчук и Григорий Чухрай.

Тогда они еще не снимали, но позже именно они стали основной силой развития советского кинематографа на следующем этапе.

Подписаться на канал «КиноНытик»