Одной из самых популярных ваз Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова с середины 20 века и до сих пор является Ваза «Кристалл».
Она как пышный элемент роскошного платья благороднейшей дамы отличается своими формами, структурой покрытия от всех остальных соперниц, что были придуманы до и после неё.
Если вы видели ее вживую, то что вас прежде всего в ней удивило?
Я была очарована контрастом бархатной, темной как самая глубокая ночь, внешней поверхности и белейшей и гладкой внутренней. Такой диссонанс матовой и гладкой поверхности очень не привычен, но наверное тем и привлекателен.
На что ещё невозможно не обратить внимание-это волнообразная форма.
Автор Владимир Лаврентьевич Семёнов видимо был любителем оптических обманов и поэтому на форму вазы можно смотреть очень долго, крутя ее вокруг оси, то она показывает свои белые внутренности, то они исчезают и какой ракурс привлекательнее, так и не понять.
Автор писал в воспоминаниях:
Сначала я задумал ее в кобальте. Когда вазу покрыли кобальтом, она имела почти чёрный цвет. Однако, когда ее обожгли, Ваза стала совсем другой. Я был разочарован. Вот тогда пришла мысль покрыть наружную часть вазы черным. Ведь Ваза как бы развёрнута, поэтому наружный цвет очень подходил к белому. Как мы получили такой цвет? Было взято 50 процентов чёрной краски и 50 процентов кобальта. Получился такой чёрный, бархатный цвет.
Это удовлетворило и меня, и художественный совет.
С тех пор, эта ваза была обласкана вниманием общественности и регулярно о ней писали отзывы в общественных изданиях, посвящённых современному советскому искусству.
Каждый год выпускаемые тиражи этой вазы все увеличивались. И если в 1958 году было выпущено 1000 штук, то в 1964 году уже было выпускалось 15000 экземпляров.
Ну и самое главное, что на международной выставке в Брюсселе в 1958 году, эта ваза завоевала высшую награду Гран-При.
Нужно упомянуть еще одну вазу авторства В.Л.Семёнова–«Морская», которая тоже в том же году, на той же самой выставке заслужила ту же самую награду Гран При.
Таким образом, поиск новых форм в декоративно-прикладных привёл скульптора к замечательным результатам. По крайней мере, его Ваза «Кристалл» до сих пор очень уместна и среди современных интерьеров.
Кстати, возможно ваза Кристалл возникла под влиянием произведений из стекла известного финского архитектора и дизайнера Альваро Аальто.
Когда-то то, в 1936 году он создал удивительную вазу, с ассиметричными плавающими формами , которая до сих пор выпускается и считается непреложной иконой стиля.
Говорят, что Аальто создал ту вазу под влиянием природы и ландшафта своей страны-Финляндии.
Ее озёра, бескрайнее небо и скалистые берега вдохновили дизайнера на эту вазу и с тех пор, ее инновационная форма послужила вдохновением для многих дизайнеров мир, в том числе и на В.Л.Семёнова.
А вы видели эту вазу? Или может быть она у вас есть в интерьере? Что вы думаете о ее дизайне?
Спасибо, что прочитали мою статью! Буду рада, если станете и моим подписчиком🙌