Найти в Дзене
DECORO

Ваза «Кристалл», ЛФЗ. Вызвала интерес при создании в 1960-х годах и уместна в интерьерах и сейчас

Одной из самых популярных ваз Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова с середины 20 века и до сих пор является Ваза «Кристалл».

Она как пышный элемент роскошного платья благороднейшей дамы отличается своими формами, структурой покрытия от всех остальных соперниц, что были придуманы до и после неё. 

Если вы видели ее вживую, то что вас прежде всего в ней удивило?

Я была очарована контрастом бархатной, темной как самая глубокая ночь, внешней поверхности и белейшей и гладкой внутренней. Такой диссонанс матовой и гладкой поверхности очень не привычен, но наверное тем и привлекателен. 

Ваза Кристалл, ЛФЗ. Фото взято с сайта Аукционного дома Литфонд
Ваза Кристалл, ЛФЗ. Фото взято с сайта Аукционного дома Литфонд

На что ещё невозможно не обратить внимание-это волнообразная форма.

Автор Владимир Лаврентьевич Семёнов видимо был любителем оптических обманов и поэтому на форму вазы можно смотреть очень долго, крутя ее вокруг оси, то она показывает свои белые внутренности, то они исчезают и какой ракурс привлекательнее, так и не понять.  

Ваза Кристалл, ЛФЗ. Фото взято с сайта Аукционного дома Литфонд
Ваза Кристалл, ЛФЗ. Фото взято с сайта Аукционного дома Литфонд

Автор писал в воспоминаниях: 

Сначала я задумал ее в кобальте. Когда вазу покрыли кобальтом, она имела почти чёрный цвет. Однако, когда ее обожгли, Ваза стала совсем другой. Я был разочарован. Вот тогда пришла мысль покрыть наружную часть вазы черным. Ведь Ваза как бы развёрнута, поэтому наружный цвет очень подходил к белому. Как мы получили такой цвет? Было взято 50 процентов чёрной краски и 50 процентов кобальта. Получился такой чёрный, бархатный цвет.
Это удовлетворило и меня, и художественный совет.

С тех пор, эта ваза была обласкана вниманием общественности и регулярно о ней писали отзывы в общественных изданиях, посвящённых современному советскому искусству.

Каждый год выпускаемые тиражи этой вазы все увеличивались. И если в 1958 году было выпущено 1000 штук, то в 1964 году уже было выпускалось 15000 экземпляров.

Ну и самое главное, что на международной выставке в Брюсселе в 1958 году, эта ваза завоевала высшую награду Гран-При. 

Нужно упомянуть еще одну вазу авторства В.Л.Семёнова–«Морская», которая тоже в том же году, на той же самой выставке заслужила ту же самую награду Гран При. 

Ваза Морская, Семёнов В.Л. Коллекция Эрмитажа
Ваза Морская, Семёнов В.Л. Коллекция Эрмитажа

Таким образом, поиск новых форм в декоративно-прикладных привёл скульптора к замечательным результатам. По крайней мере, его Ваза «Кристалл» до сих пор очень уместна и среди современных интерьеров. 

Кстати, возможно ваза Кристалл возникла под влиянием произведений из стекла известного финского архитектора и дизайнера Альваро Аальто.

Ваза, дизайнер Альваро Аальто
Ваза, дизайнер Альваро Аальто

Когда-то то, в 1936 году он создал удивительную вазу, с ассиметричными плавающими формами , которая до сих пор выпускается и считается непреложной иконой стиля.

Говорят, что Аальто  создал ту вазу под влиянием природы и ландшафта своей страны-Финляндии.

Фото с сайта https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/kultovyi-obekt-vaza-alvara-i-aino-aalto-id6743621/
Фото с сайта https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/kultovyi-obekt-vaza-alvara-i-aino-aalto-id6743621/

Ее озёра, бескрайнее небо и скалистые берега вдохновили дизайнера на эту вазу и с тех пор, ее инновационная форма послужила вдохновением для многих дизайнеров мир, в том числе и на В.Л.Семёнова.

А вы видели эту вазу? Или может быть она у вас есть в интерьере? Что вы думаете о ее дизайне?

Спасибо, что прочитали мою статью! Буду рада, если станете и моим подписчиком🙌