Найти тему
Журнал "А"

Психологические защиты: польза или вред? Часть 1

Оригинал статьи читайте на ajournal.info

Психика человека представляет собой тот инструмент, с помощью которого он постигает окружающую реальность, определяет свое место в мире и обществе. Психология видит развитие психики человека как результат его эволюции как существа, живущего в обществе. Человек – создание биосоциальное, потому что это был единственный возможный способ нашего выживания как вида.

Жизнь в обществе как дает преимущества, так и накладывает ограничения, связанные с выражением себя в контексте существующих обычаев, традиций и морально-нравственных норм. Мы не всегда можем свободно выражать себя, не боясь осуждения или даже отвержения. Мы опасаемся как пораниться об общество себе подобных, так и быть раненными этим самым обществом. А это подразумевает развитие в человеке механизмов регуляции поведения – как минимум, а как максимум – даже механизмов регуляции собственных мыслей, чувств и настроений, чтобы не испытывать дискомфорт от того, что возникающие переживания, мысли и эмоции не соответствуют стандартам поведения и идеальным образцам человека, принятым в данном конкретном обществе. Например, в обществе не принято открыто выказывать эмоции в целом или какие-то конкретные. В данном случае психика человека сделает все, чтобы подавить эмоциональность или же сделать так, что человек даже «не заметит» (по крайней мере, сознательно), что «нежелательная» эмоция появилась. Потом, правда, человеку придется заплатить за это определенную цену, но об этом позже.

Такие механизмы регуляции получили название «психологические защиты».

Психолог Нэнси Мак-Вильямс считает термин «психологические защиты» неудачным во многих отношениях. Она полагает, что подобные явления, называющиеся «защитами» у взрослых, являются «глобальными» и «закономерными» механизмами, с помощью которых взрослый человек переживает мир. З. Фрейд был первым, кто наблюдал некоторые из этих процессов в психике человека, и он ввел термин «защита». Дело в том, что З. Фрейд стремился сделать молодой психоанализ, свое учение, более понятным для скептически настроенной публики. Таким образом, для большей наглядности и убедительности при описании психических процессов и явлений он употреблял термины, заимствованные у военных, представляя психику как поле для маневров различных сил, которые ее и составляют. З. Фрейд в основном занимался наблюдением людей с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт. Они с помощью защит пытались избежать повторения травматического опыта их жизни, который мог снова причинить им невыносимую боль. Таким образом, понятие «психологические защиты» стали отождествлять с чем-то нездоровым и малоадаптивным. Как это бывает, на «защиты» стали смотреть лишь с одной стороны, в контексте их препятствования развитию человеческой личности, консервирующейся в них. И действительно, часто бывает так, что человек, не желающий соприкасаться с невыносимыми эмоциями, переживаниями, предпочитает игнорировать их, бежать от них (грубо говоря), вместо того чтобы перепрожить их и высвободить ту жизненную энергию, которая уходит на то, чтобы предпринимать все возможное, чтобы не встречаться с ними. В данном случае «защиты», конечно, действуют в ущерб общему развитию человека.

Однако же не стоит забывать и о том, что защиты несут в себе множество полезных функций. Например, они позволяют человеку адаптироваться к окружающему миру и обществу и выстроить такое взаимоотношение с людьми, миром и самим собой, которое служило бы как саморазвитию, так и обоюдной пользе самого человека и его окружения. Иными словами, человек с помощью защит может избежать мощных угрожающих чувств или овладеть ими, чтобы не разрушить ни себя, ни окружающих, а также сохранить самоуважение.

Иными словами, защиты, как и любое другое явление в психике человека, несут в себе как созидательное, так и разрушительное начало. Вопрос только в том, какое из них мы будем в себе развивать.

Продолжение следует.