История Б.Ю. Александров
Борис Александров основал компанию «Ростагроэкспорт» в 1995 году совместно с Юрием Изачиком и Леонидом Микиртумовым. Предприятие одним из первых в России стало выпускать творожные сырки и сразу заняло половину рынка. А тут большой подарок судьбы — в конце 1990-х был введен запрет на поставку этого товара из Белоруссии и стран Прибалтики, где еще с советских времен оставались сосредоточены основные производства.
Мера властей образовала дыру в 1,2 млн сырков в день, которых лишилась страна. В 1998 году «Ростагроэкспорт» подсуетился и построил собственный молокозавод в Пушкинском районе Подмосковья, выкупив там заброшенный детский лагерь, а к 2003 году — предприятие по производству глазури в Калининграде.
Первые тревожные звоночки раздались в 2002 году. На российский рынок пришли конкуренты: Danone с одноименным сырком и «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) с брендом «Рыжий Ап», а чуть позже — «33 коровы». И они не скупились на рекламу. К тому же стали появляться другие молочные продукты, которым все чаще отдавали предпочтение потребители.
На конец 2006 года «Ростагроэкспорт» в стоимостном выражении контролировал только 13,1% российского рынка глазированных сырков. Нужно было что-то предпринимать.
В конце 2006 года компания выпустила премиальный сырок под брендом «Б. Ю. Александров» стоимостью 15 рублей в рознице — в 3 раза дороже, чем в среднем по рынку. Тем самым планировалось занять премиальный сегмент, который на тот момент был почти пуст. Привлечь покупателей решили качественным сырьем.
Это сработало. К концу 2007 году один только сырок «Б. Ю. Александров» занимал 1% рынка и приносил порядка $4,7 млн в год. На конец 2021 года он был лидером в премиум-сегменте. Одно из главных отличий от конкурентов — настоящее шоколадное покрытие вместо глазури. И шоколад использовался бельгийский, высшего качества.
«Наши сырки держат примерно 40% реализации, потому что они по силам и по деньгам людям, которые любят вкусно поесть», — говорил Борис Александров в интервью Forbes в феврале 2020 года.
В конце ноября того же года предприниматель скончался, успев передать права на товарные знаки своей дочери Екатерине Борисовой. Та вскоре заключила с производителем сырков три лицензионных договора, предусматривающих право использования товарных знаков «Б.Ю. Александров Gourmet», «Б.Ю. Александров» и «Б.Ю. Александров Mini Biscuini». Но компания своих обязанностей не выполняла и роялти не платила.
В январе 2022 года Екатерина расторгла ранее заключенные лицензионные соглашения с «Ростагрокомплексом» и подала в суд. Ответчиками, по информации Forbes, выступают основное операционное юрлицо «Ростагроэкспорт» — ООО «Ростагрокомплекс», его «дочка» ООО «Ростагропродукт», а также несколько сторонних компаний («Молодел», «ТД Трейд-Юг» и др.), которые использовали товарные знаки.
Исков несколько. Общая сумма по двум из них — 1,49 млрд рублей понесенных убытков. Также в документах содержится требование изъять из оборота и уничтожить все товары, этикетки и упаковки, на которых есть изображение товарных знаков «Б.Ю. Александров».
«Ростагроэкспорт» уже стал выпускать те же творожные сырки (хотя есть информация, что над составом что-то мутили) под новым брендом — «А, Ростагрокомплекс». На сайте пропала информация о «Б.Ю. Александров», поменялся логотип. О том, что компания начала отгрузки сырков под новым именем, Forbes подтвердили в пресс-службах «Магнита» и «Яндекс.Лавки».
Но так просто переключить внимание с одного бренда на другой не выйдет. Продажи новых сырков просядут очень существенно, считает генеральный директор консалтинговой и исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «У меня есть сомнения, что они [«Ростагрокомплекс»] потянут масштабную рекламу, если делать бренд таким же по силе».
Потребуется порядка 100 млн рублей дополнительных инвестиций. «Потребителям будет очень трудно объяснить, что это тот же самый продукт», — заключает Бурмистров. А он тот же самый?