Найти в Дзене
Живописные истории

10 фактов о художнике Адриане ван дер Верффе

Около 1700 года именно художник Адриан ван дер Верфф (1659—1722) – не Рембрандт и не Вермеер – считался величайшим художником Нидерландов, и его картины стоили огромные суммы. Однако в 19 веке работы этого художника вышли из моды, и его огромная слава сошла на нет. 1. От жанровой к исторической живописи. Адриан ван дер Верфф начал свою карьеру как жанровый художник (сцены повседневной жизни). Однако он сменил направление после изучения гравюр итальянских художников, таких как Рафаэль, и восхищения работами Жерара Лайресса в Амстердаме. Он обратился к тому, что было самой высокооплачиваемой художественной категорией, а именно к исторической живописи: изображению историй из Библии и классической мифологии. 2. Его называли Fijnschilders (прекрасный художник). Его скрупулезные и детализированные картины гладки, как стекло, не видно ни единого мазка кисти. Кажется, он хотел изобразить каждый волосок, листок и травинку. 3. Классицист. Идеальный мир Адриана ван дер Верффа прекрасен и лишен вс

Около 1700 года именно художник Адриан ван дер Верфф (1659—1722) – не Рембрандт и не Вермеер – считался величайшим художником Нидерландов, и его картины стоили огромные суммы. Однако в 19 веке работы этого художника вышли из моды, и его огромная слава сошла на нет.

"Мальчик и девочка с морской свинкой и котенком"
"Мальчик и девочка с морской свинкой и котенком"

1. От жанровой к исторической живописи. Адриан ван дер Верфф начал свою карьеру как жанровый художник (сцены повседневной жизни). Однако он сменил направление после изучения гравюр итальянских художников, таких как Рафаэль, и восхищения работами Жерара Лайресса в Амстердаме. Он обратился к тому, что было самой высокооплачиваемой художественной категорией, а именно к исторической живописи: изображению историй из Библии и классической мифологии.

Венера и Амур
Венера и Амур

2. Его называли Fijnschilders (прекрасный художник). Его скрупулезные и детализированные картины гладки, как стекло, не видно ни единого мазка кисти. Кажется, он хотел изобразить каждый волосок, листок и травинку.

3. Классицист. Идеальный мир Адриана ван дер Верффа прекрасен и лишен всякого уродства. Он считал, что не стоит показывать повседневную жизнь такой какой она есть, её всегда стоит несколько приукрасить. Его точкой отсчета были скульптуры классической древности, которые тогда считались вершиной красоты.

"Бог призывает Адама и Еву к ответу", 1717 г.
"Бог призывает Адама и Еву к ответу", 1717 г.

4. Одно тире в день. За каждый день, что Ван дер Верфф работал над картиной, он заносил по черточке в блокнот. Общее их количество определяло, какова будет стоимость картины. Так, при работе над картиной "Бог призывает Адама и Еву к ответу" в блокнот попало девятнадцать линий (+ 2,5 недели работы его брата Питера), соответственно, заказчику пришлось раскошелиться на 3500 гульденов.

5. Брат. Питер ван дер Верфф, младший брат Адриана, тоже был художником. Он работал на себя, но еще чаще на своего знаменитого брата. Например, несмотря на подпись Адриана, картина с танцующей нимфой была в значительной степени работой Питера.

"Нимфа танцует под пастушью флейту", 1718 г.
"Нимфа танцует под пастушью флейту", 1718 г.

6. Автопортрет. Ван дер Верфф в возрасте сорока лет написал очень интересный автопортрет. На его шее висит дорогая золотая цепь, которую он получил годом ранее от своего покровителя, курфюрста Палатина. А в руках художник держит маленькую картину, на которой изображены жена и муза Маргарета ван Рис и их единственная дочь Мария.

"Автопортрет с портретом его жены Маргареты ван Рис и их дочери Марии", 1699 г.
"Автопортрет с портретом его жены Маргареты ван Рис и их дочери Марии", 1699 г.

7. Любимая модель – жена. Адриану ван дер Верффу нравилось использовать свою жену в качестве натурщицы. Её можно узнать в пастушке на картине "Дети шпионят за парой в парке". По словам зятя Ван дер Верффа, будучи убежденным классицистом, художник преобразовывал все "современное" в соответствии со стандартами античных скульптур.

8. Пикантность. Ван дер Верфф был мастером живописи обнаженной натуры. Глядя на его пикантные изображения, зритель почти чувствует себя вуайеристом. В паре, занимающейся любовью в парке, это переживание еще больше усиливается тем, что трудно различимые дети подглядывают за влюбленными из кустов.

"Дети шпионят за парой в парке", 1694 г.
"Дети шпионят за парой в парке", 1694 г.

9. Рыцарь. Адриан ван дер Верфф был придворным художником Иоганна Вильгельма курфюрста Пфальцского с 1697 года. Он получал ренту, а также получал королевскую зарплату за каждую созданную им картину. В 1703 году курфюрст даже возвел его в рыцарское достоинство. С этого момента он с гордостью подписывался как ‘шевалье Ван дер Верфф’.

10. Шахматист и резчик по дереву. В свободное время Ван дер Верфф был заядлым шахматистом. Он с удовольствием сам вырезал шахматные фигуры, необходимые для игры. О том, что он был почти таким же хорошим скульптором, как и художником, свидетельствует эта пешка в виде смеющегося солдата, единственная сохранившаяся шахматная фигура Ван дер Верффа.

-7
-8