Чтобы оформить право собственности на дом, нужно собрать огромное количество документов и пройти немало инстанций. У обычного человека, не имеющего юридического образования, это может вызвать массу вопросов.
В статье мы рассмотрим, какие документы подтверждают право собственности на частное домовладение, куда обращаться для их оформления, что для этого потребуется, сколько стоит услуга.
Что такое регистрация частного дома и для чего она нужна
Все объекты недвижимости, расположенные на территории РФ, подлежат обязательной регистрации в Росреестре. Это необходимо для фиксации права собственности и технических характеристик конкретного объекта. До 15 июля 2016 года владельцам домов выдавали свидетельства о праве собственности. После внесения изменений в законодательство документом, подтверждающим владение объектом недвижимости, стали считать справку из ЕГРН.
Регистрация права собственности подтверждает факт владения недвижимостью. Это необходимо для совершения любых юридических сделок, включая процедуру дарения, наследования или купли-продажи. Оформлению подлежит не только жилой дом, но и земельный участок, на котором он находится. Регистрация дома предполагает обращение в местную администрацию для получения разрешительной документации.
Регистрация частного дома позволяет совершать следующие манипуляции:
- использовать дом в качестве залога при оформлении кредита;
- продавать, сдавать жилье внаем или передавать по наследству;
- принимать участие в проектах по газификации;
- оформить выгодный тариф получения электроэнергии;
- страховать объект недвижимости от несчастных случаев;
- зарегистрировать по адресу дома себя или своих близких;
- получить имущественный вычет.
Документы для регистрации дома на земельном участке
Для регистрации частного дома собственник должен предоставить пакет документов. Он может меняться в зависимости от обстоятельств приобретения участка. Разрешение от местной администрации нужно получить на этапе подготовки к строительству. Для этого подается соответствующее уведомление. Ответом на него будет либо отказ, либо уведомление о соответствии градостроительным нормам.
В перечень документов для регистрации дома на земельном участке входит:
- паспорт собственника;
- уведомление о начале строительства;
- уведомление о соответствии объекта недвижимости градостроительным нормам;
- технический план;
- разрешительная документация от компетентных органов;
- документы на земельный участок.
Чтобы оформить технический паспорт, собственнику нужно обратиться к кадастровому инженеру, который обладает лицензией на выполнение геодезических услуг. Для оформления техплана необходимо предоставить проект застройки, разрешение на строительство, уведомление о соответствии дома градостроительным нормам и согласование с уполномоченными инстанциями.
Порядок регистрации жилого дома
Только на первый взгляд процедура регистрации частного жилого дома может показаться слишком сложной. Самая трудоемкая часть – согласование строительства с уполномоченными органами. Существенное значение в этом вопросе имеет целевое назначение земельного участка. Например, на сельскохозяйственных землях построить дом не получится. Для этих целей больше подходит участок ИЖС.
Для получения разрешительной документации важно, чтобы объект недвижимости соответствовал нормам. Этот факт устанавливается в рамках проведения специальной проверки. Дом, возведенный на территории ИЖС, должен иметь не более 3 этажей. Высота потолков должна быть не менее 2,5 м. Между домом и границами соседних участков необходимо соблюсти расстояние в 3 м.
Оформление частного дома в собственность выполняется в несколько этапов:
- В первую очередь нужно собрать все необходимые документы. Для этого придется обратиться в местную администрацию и к кадастровому инженеру для получения разрешительной документации. Уведомление властей о соответствии объекта градостроительным нормам действует в течение 10 лет.
- На следующем этапе необходимо подать документы в отделение МФЦ или непосредственно в Росреестр. При подаче документов нужно заполнить заявление. После принятия заявки собственник получит расписку.
- После того как объект будет зарегистрирован, заявитель сможет получить справку из ЕГРН. В ней будут указаны технические характеристики дома и сведения о зарегистрированном праве собственности.
Бывают случаи, когда дом возводят без согласования с местной администрацией. Такое сооружение подлежит сносу, поэтому зарегистрировать его нужно как можно быстрее. Для этого необходимо обратиться в районный суд по месту жительства. При обращении нужно предоставить документы, подтверждающие, что строительство производилось без нарушения санитарных и градостроительных норм. После получения положительного решения суда можно приступать к оформлению права собственности.
Способы подачи документов на регистрацию жилого дома
Собственники могут подать документы тем способом, каким им удобно. Нужно помнить, что каждый из них имеет свои особенности. Вне зависимости от способа подачи документы будут обрабатываться Росреестром. В случае нехватки того или иного документа регистрация будет приостановлена.
Существуют следующие способы подачи документов для регистрации загородного дома:
- При личном визите в Росреестр или отделения МФЦ. Точные адреса и телефоны всех отделений можно найти на сайте «Госуслуги».
- В онлайн-режиме регистрация доступна на сервисе «Госуслуги». Чтобы воспользоваться услугой, необходимо иметь идентифицированную учетную запись.
- Можно подать документы «Почтой России», отправив их на адрес Кадастровой палаты. Перечень адресов указан на сайте Росреестра в разделе «Территориальная сеть».
- Регистрация права собственности на дому доступна инвалидам I и II групп, а также участникам Великой Отечественной войны. В этом случае услуга предоставляется бесплатно.
Госпошлина за оформление права собственности на дом
Пошлина за регистрацию построенного дома составит 350 рублей. Если сразу после оформления права собственности заключается сделка купли-продажи, стоимость госпошлины составит 2000 рублей. Оформление дома в ипотеку для физического лица обойдется в 1000 рублей. Оплату госпошлины может осуществить через кассы банков, портал «Госуслуги», с помощью онлайн-банкинга или непосредственно в отделении МФЦ.
От уплаты госпошлины освобождаются следующие категории граждан:
- ветераны ВОВ;
- малоимущие граждане;
- жители Москвы, участвующие в программе реновации жилищного фонда.
Сроки регистрации дома
Срок регистрации дома в Росреестре зависит от загруженности работников Росреестра и способа подачи документов. Он колеблется от 5 до 12 дней. Самый быстрый – электронный способ подачи. В этом случае документы будут готовы в течение суток. Средний срок проведения регистрации при обращении напрямую в Росреестр – 7 дней. Если подавать документы в МФЦ, процедура будет длиться на 2 дня дольше.
Если все сделано правильно, отказ в регистрации права собственности маловероятен. В случае отказа собственник получит обоснование, на основании которого можно будет устранить недочеты и подать документы повторно. Главное при оформлении дома в собственность – соблюдение санитарных и градостроительных норм.
Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.