Найти тему
Станислав Петрашко

Армейский случай, из жизни сапёров

Было это в далеком 1974 году, в Тюмени, когда земля промерзла на свои, законные 180см., и звенела от ударов ломиком, как сталь. У нас, курсантов военного училища намечались экзамены по подрывному делу. Надо сказать, что мы все несколько боялись этого экзамена, особенно когда принимал его п\п-к Петров, у которого не было одного пальца, и мы все считали, что потерял он его именно проводя взрывы. Через много лет, я узнал, что это была банальная бытовая травма, но тогда, у нас было много преподавателей, кто прошел войну и мы им завидовали и уважали. Так вот, этот наш преподаватель, ставил нам текущие оценки только неудовлетворительно и отлично, говоря, что остальные его не интересуют т.к. впоследствии, не он, так практические работы поставят двойку тому, кто что –то не знает как делать в этом деле. Меня с товарищем, Олегом Павловым, вызвал к себе наш ротный, капитан Гельмер, Александр Абрамович, отличный офицер и классный педагог. Он сказал, что нас вызывает на кафедру как раз этот самый преподаватель. Мы стремглав умчались туда. Там он нас посадил в классе и дал решить простую задачку: рассчитать на рыхление подрыв мерзлого грунта, сосредоточенными зарядами по 9,4 кг. каждый, на площади, примерно 1 га. Мы, естественно ее, по быстрому, решили, он взял наши ответы, написанные на листках, проверил и сказал, а теперь одевайте шинели, и бегом на КПП, поедем проверять правильность ваших расчетов. Надо сказать, что по огромной территории училища, мы, курсанты, в строю всегда передвигались без шинелей, хотя порой бывало и очень холодно, все же Тюмень! На КПП стояли уже две грузовые машины, в которые мы и сели старшими, а перед этим, на ходу Олег мне сказал, что он написал, и оказалось, что расстояние между зарядами и глубина заложения его, совпадала с моей, расхождения были в сантиметрах, но это не играло роли. Мы были в недоумении, но ехали проверять свои результаты, преподаватель ехал отдельно, в УАЗике, как потом оказалось, он вез там запалы. Все как положено, взрывчатку перевозят отдельно от запалов или капсюлей детонаторов. Прибыв за город, на какое – то пустынное поле, занесенное снегом, мы увидели, что оно дымится, от того, что на нем уже просверлены трактором отверстия в земле с нужной нам глубиной заложения зарядов! Наши машины были загружены по 5т в каждой списанных, противотанковых мин, которые остались видимо еще с войны. На морозе долго размышлять было некогда, и мы с Олегом, в шинелях, по полю, где снега по колено перемешенного трактором, стали греться, разнося то по две, то по четыре ПТМ, весом примерно 10 кг. каждая, к каждой, из 1000 отверстий ( шурфов) для их установки. Справившись с этой простой, но очень тяжелой задачей, нам уже и мороз не казался таким страшным, если бы еще не мерзли ноги, в сапогах. Следующей операцией, было приготовить боевик ( тротиловая шашка 400гр, с вставленным в нее детонатором и обмотанная дублирующей сетью из ДШ ( детонирующего шнура)) перед этим, все мины были опущены на свои места, в просверленные шурфы. Затем, прикрывая боевик и ДШ доской, мы осторожно засыпали все эти заряды, уложенных на глубине примерно 180см., зная о том, что при любом не осторожном движении все это может взорваться. На поверхности от каждого заряда были выведены концы проводов и дублирующая сеть ( на случай, если не будет взрыва и ЭДП , попадется с браком) из ДШ. Затем, мы проделали все остальные необходимые операции, которые не интересны людям, далеким от всего этого. Протянули основную и запасную участковую электросеть, проверили ее исправность, затем магистральную сеть до подрывной станции, в полукилометре от этого поля, проверили ее отдельно так же. А как же, все же это занятие и необходимо соблюдать правила и меры безопасности при подрывных работах! Затем стали бегать ( по другому никак, мороз, воробьи на лету падают, круглые, как мячики) к каждому заряду, а их, как мы помним 1000 шт, или около этого, соединять вначале основную и запасную участковые линии, присоединяя к последней еще и электродетонатор, затем соединив все, собрались все втроем, на КП, где стояла подрывная машинка, которую охранял наш преподаватель ( да, так положено, охранять с вынутой ручкой. Что бы, не дай Бог! Не произошло случайного взрыва!). Ну, что, сказал он двум замерзшим как ледышки курсантам, подсоединяйте подрывную станцию! Олег посмотрел на меня и я понял, что уроженец Батайска, замерз окончательно, стал замерзшими и не слушающимися руками подсоединять то, что в обычных условиях делалось элементарно, а тут все проволочки, из которых состоял кабель шли в растопыр и никак не хотели попадать в то отверстие, куда я их направлял. Был страх того, что все это заметит п\п-к Петров и поставит свою любимую оценку -2, но второй раз я этого уже не переживу и поэтому все делал быстро и так, как учили, все же мы с Олегом были отличники! Когда было все готово, то я доложил, что готов к взрыву. Огонь! – скомандовал Петров…но взрыва не произошло. Я второй раз, для страховки крутанул ручку, перед этим проверив провода на выдергивание из машинки, и нажал кнопку взрыва. Ужас, что подвел Олега, преподавателя и училище и стыд, что не справился с задачей, охватил меня всего. Я готов был провалиться сквозь землю! Но звенящий голос п\п-ка Петрова и его вопрос почему, быстро привели меня в чувство. Провода, сказал я, были учебные ( их много раз использовали на занятиях) на магистральных проводах десятки соединений. Мы проверяли их на замыкание, но там шел слабый ток и прибор показал, что они исправны, а когда мы присоединили нагрузку и пошли большие токи, то в местах скрутки все окислилось ( все это лежало с лета) там большое сопротивление и не достаточно для того, что бы такая масса электродетонаторов сработала. А может быть и вообще на скрутке произошел разрыв. Бегом, устранять неисправность, скомандовал преподаватель! А это означало, что одному из нас надо было бежать опять эти 500 м. до поля, там отсоединять магистральные провода от сети, соединять концы между собой. Второй человек, в это время, по команде первого ( все делалось в пределах видимости, флажками разного цвета!?), опять крутил машинку и имитировал взрыв. Побежал в поле я, оставив Олега возле машинки, который опять все отсоединил, вынул ручку и наблюдал за мной в поле. Пройдя все скрутки ( надо было размотать на них изоленту, скрутив все снова и заизолировав) и найдя место порыва, я вернулся к подрывной машинке. Огонь, скомандовал второй раз преподаватель! И практически мгновенно, земля, ухнув, содрогнулась, местами выбросив вверх клубы снега, газа и куски замерзшей породы. Мы с облегчением вздохнули, но п\п-к Петров, скомандовал: отсоединить машинку! 10 минут после этого рассказывал, что все магистральные провода лучше иметь не поврежденные ( а мы то здесь причем?). После этого опять дал нам команду: проверить место взрыва. Мы, как угорелые, ( надо же хоть согреться, чувствуя, что нам светит двойка!) побежали проверять это почти что родное поле, поделив его сразу пополам. Проверив каждый заряд и убедившись, что он сработал, мы вернулись назад. Свернуть магистраль, поступила команда и я побежал с катушкой в поле, начав оттуда сворачивать провода. Потом мы сели в машины и вернулись в училище. Там, на КПП, нас остановили, п\п-к Петров приказал нам построиться ( а нас было всего два человека) мы построились и он объявил нам, что мы успешно сдали экзамен по подрывному делу, отлично. Оказывается, власти города просили училище оборудовать ему городскую свалку, но зима и сами они с этим бы не справились. Мы радостные вернулись к себе в казарму и сразу же пошли в бойлерную греться, за которую отвечал наш товарищ – Вася Кравец, где сушили сапоги и мокрое обмундирование, но которая всегда запиралась на замок. А вечером, на построении, которое обычно проводил старшина, присутствовал наш ротный, капитан Гельмер А.А. Он вывел нас с Олегом из строя и объявил благодарность, отметив, что п\п-к Петров гордится тем, что наша рота хорошо знает его предмет, который все остальные будут сдавать завтра! Наши товарищи были счастливы, а мы измученные и голодные ( обед – то пробегали на морозе) дружно пошли на ужин. Оказывается, что бы не брать взвод ( для которого надо было еще одну машину для его перевозки и потом еще как – то решать вопрос с оценками), решили обойтись « малой кровью», взять двух отличников, которые гарантированно сдадут на отлично и спортсменов, а мы к тому времени уже были КМСами, как раз по виду спорота, который предполагает такие нагрузки и беготню с препятствиями! Мы на все это потратили весь световой день, причем, не один, выезжая еще затемно. Но я на всю жизнь запомнил эту свою не первую, но такую важную для меня, практическую работу. Всю жизнь, впоследствии, мне приходилось этим заниматься, только снарядов и мин, времен ВОВ, будучи сам ротным, уничтожил 1024 штуки, и всегда помнил о соблюдении мер безопасности и оценках при подрывных работах, выставленных нам п\п-ком Петровым. Может быть и мои подчиненные вспоминают меня не злым добрым словом, но зато живые и здоровые, хотя это уже другая история... Кстати, мне вспомнилась эта история в связи с тем, что вчера позвонил Олегу и спросил его как он сдавал экзамен по подрывному делу и на сколько сдал его. Он сказал, что не помнит. Вот решил и ему напомнить, обрадуется, я так думаю, а мне будет приятно!

Станислав Петрашко

20 июня 2022 года