Орёл – символ КМВ
Когда я впервые в своей жизни без мамы выехала за пределы своего региона, мне хотелось что-то привезти ей в подарок. Я была в Кабардино-Балкарии, там продавались пуховые изделия, я купила маме носки, бабушке платок, но мне хотелось привезти что-то особенное, значимое именно для мамы. И я купила статуэтку – орëл. Этот орëл считался и до сих пор считается символом Кавказа, кавказских минеральных вод, но непосредственно к Нальчику вроде как и не имеет отношение. Это была копия скульптуры, установленной в Пятигорске. Но это очень известная скульптура, описанная во многих художественных произведениях, например, в любимых мамой 12 стульях. Мне хотелось, чтобы мама "увидела" этот памятник. Моя мама не видит. Совсем. Только свет одним глазом. Мамины глаза – руки, она ими и читает и смотрит.
Мама смогла потрогать статуэтку и понять, каков он – кавказский орëл, терзающий змею. Про этого орла есть красивая легенда. Орла ужалила змея, и он должен был умереть, но испив воды из источника и промыв ею раны, он исцелился и убил змею – символ болезней. А орëл и минводы стали символом здоровья и силы.
Потом долгие годы я нигде не бывала, орëл стоял в одиночестве на полке в книжном шкафу.
Белая шляпа из Анапы
В 24 года уже будучи несколько лет замужем я поехала с мужем впервые к морю. На автобусе в Анапу почти без денег. Было весело и интересно. Из Анапы я привезла копию той самой белой шляпы.
Шляпа нам сразу понравилась. Знакомство с ней произошло неожиданно и не так, как задумано авторами скульптуры. Сначала мы с мужем увидели в Анапе совсем другой памятник – дядьку со шляпой.
В тот год этот памятник только установили, он находится на набережной, там, где речка Анапка впадает в море. А потом мы пошли по центру Анапы прогуляться и увидели отдельно лежащую шляпу на камне и сразу подумали, что это та самая шляпа, что у дядьки рядом с Анапкой. И только потом увидели надпись "Та самая белая шляпа".
Позднее я узнала, что эта шляпа появилась в Анапе на полгода раньше, чем дядька со шляпой, и связана она не с ним, а с песней. В видеоролике ниже анапский риелтор Андрей Ворсов рассказывает об истории памятника и показывает, как он выглядел весной 2020. Там теперь выросли высокие кусты и части надписи не видно, а именно слов "Та самая". Так что, кто не знает, будет думать, что там написано просто Белая шляпа".
Мне другая песня об Анапе и шляпе нравится, а не та, на которую все ссылаются. Песня Владимира Добрынина "По Анапе в белой шляпе".
Две описанные шляпы не единственные в Анапе, есть и ещё. Об этом мы узнали в 2014 году, когда первый раз на отдыхе в Анапе поселились в отель "Фотини". Оказывается памятник отдыхающему (дядька со шляпой) частная собственность отеля (хоть и как бы подарок городу, подарок подарком, но в уходе хозяева "Фотини" на муниципалитет, по всей видимости, не рассчитывают, и сами поддерживают памятник в надлежащем виде). На территории отеля у бассейна есть и ещё одна такая же шляпа. Потом мы в этом отеле неоднократно отдыхали уже всей семьёй, включая мою маму. За что люблю так называемые жанровые скульптуры, так это за их доступность, так что мама смогла со шляпой познакомиться в реальности, а не только благодаря гипсовой миниатюре.
Домик Чехова
Когда у нас появилась машина, мы стали ездить чаще. В Таганрог мы попали, когда путешествовали по российскому азовскому побережью, заезжая во все без исключения населённые пункты. В городе не возможно было не заметить домик Чехова. Огромная надпись на въезде в Таганрог сообщает, что этот город – родина Антона Павловича. Правда в известном домике Чехов жил чуть меньше полутора лет после своего там рождения. Да и домик этот не полноценный дом, а крошечный флигель (около 30 метров площадью), который арендовал отец Чехова.
Флигель – вспомогательная пристройка к дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII – начале XIX века.
Коллекция
А потом я и не помню что за чем пошло. При возможности мы всегда приобретаем копии памятников, но это редкие сувениры, которые не так просто и найти. Ещё и друзья дарить стали, поэтому у нас есть памятники, которые нам ещё предстоит посетить.
В этом году мы посетили Волгоград, а то Родина-Мать давно нас туда звала. Копию этого грандиозного памятника мне ещё лет 8 назад привезла подруга из командировки, а копии двух других скульптур с Мамаева кургана мне прислала автор канала "Мать ненормальная", мои читатели её, конечно, знают. Эти памятники невозможно потрогать в реальности, поэтому миниатюры о многом рассказали моей маме. Но коллекция уже перестала быть только пособием для незрячего человека, она стала и методическим пособием для моих детей, ведь благодаря этим миниатюрам дети прекрасно знают и помнят, какой памятник, где стоит, а следовательно и факты о городе и регионе лучше запоминают.
Есть интересная фарфоровая копия новгородского памятника 1000-летия России, статуэтка изготовлена ещё в советские времена, её подруга отыскала для меня на барахолке в Питере. Есть кот из Казани и кот из Йошкар-Олы (там мы не были, их маме подарили, узнав, что у нас есть такая коллекция). Есть котёнок с воронежской улицы Лизюкова. Есть копии скульптур с Кудыкиной горы в Липецкой области, есть Левша из Тулы, чижик-пыжик из Санкт-Петербурга, памятник затопленным кораблям из Севастополя (это я сама для себя отыскала на интернет-барахолке), орёл из Орла и коза из Урюпинска.
Единственный иностранный памятник в коллекции – писающий мальчик из Брюсселя, родственник там был.
Помимо статуэток есть у нас и несколько сборных моделей зданий: деревянный Дом Деда Мороза в Великом Устюге (мы там были несколько лет назад), картонные Исакиевский собор и Мариинский театр из Санкт-Петербурга, бумажный крымский замок "Ласточкино гнездо".
Подозреваю, что скоро придётся дополнительный шкаф для коллекции приобретать.