Найти в Дзене

«Следствие ведут знатоки»: яркие ранние дела

Продолжаю смотреть легендарный советский сериал. Про первые три дела Знатоков — здесь. Дело № 4 — «Повинную голову...» (1971) Знаменский расследует дело о хищениях на кондитерской фабрике. Технолог Маслова, а потом и её директор Кудряшов (прекрасный вальяжный Леонид Броневой) подробно рассказывали, как в нарушение рецептуры заменяли масло маргарином, а вместо коньяка лили в торты водку, а из сэкономленных продуктов делали неучтённые партии «картошек» и эклеров и продавали их налево. Ужасно захотелось «картошек» и эклеров )) вечером взяла в «Перекрёстке» упаковку четырёх крошечных «корзиночек» ручной работы, посмотрела потом состав — маргарин! И никакого коньяка )) Поразил в меня в этом деле момент, когда Пал Палыч вызывает на допрос как свидетеля мужа Масловой, нервного и трусливого (молоденький Валентин Смирнитский), и говорит: «Отказ отвечать на вопросы или дача ложных показаний — это уголовное дело». Я аж залезла в нашу современную Конституцию, нашла статью 51.1 о том, что мы вправ

Продолжаю смотреть легендарный советский сериал. Про первые три дела Знатоков — здесь.

Дело № 4 — «Повинную голову...» (1971)

Знаменский расследует дело о хищениях на кондитерской фабрике. Технолог Маслова, а потом и её директор Кудряшов (прекрасный вальяжный Леонид Броневой) подробно рассказывали, как в нарушение рецептуры заменяли масло маргарином, а вместо коньяка лили в торты водку, а из сэкономленных продуктов делали неучтённые партии «картошек» и эклеров и продавали их налево.

Ужасно захотелось «картошек» и эклеров )) вечером взяла в «Перекрёстке» упаковку четырёх крошечных «корзиночек» ручной работы, посмотрела потом состав — маргарин! И никакого коньяка ))

Кудряшов — прекрасный вальяжный Леонид Броневой (дело № 4, «Повинную голову...»)
Кудряшов — прекрасный вальяжный Леонид Броневой (дело № 4, «Повинную голову...»)

Поразил в меня в этом деле момент, когда Пал Палыч вызывает на допрос как свидетеля мужа Масловой, нервного и трусливого (молоденький Валентин Смирнитский), и говорит: «Отказ отвечать на вопросы или дача ложных показаний — это уголовное дело».

Я аж залезла в нашу современную Конституцию, нашла статью 51.1 о том, что мы вправе не свидетельствовать против себя и своих близких. Мне почему-то казалось, что такой пункт всегда был )

С Кудряшовым-Броневым, кстати, мы увидимся потом ещё раз в «Шантаже», где он в снегах на лесоповале, растерявший и весь свой лоск, и вальяжный голос, говорит сиплым шёпотом; и сидеть ему ещё 11 лет.

Кудряшов на зоне (дело № 6, «Шантаж»)
Кудряшов на зоне (дело № 6, «Шантаж»)

Дело № 5 — «Динозавр» (1972)

С этого дела начинаются фильмы по 2 серии.

Первое убийство! (наконец-то, говорит кровожадный зритель в моём лице)

Кстати, в «Знатоках» в принципе нет ни драк, ни погонь (интересно, дождусь ли я здесь знакомого с детства в кино: «Всем постам ГАИ! Задержать белую «волгу», движущуюся в направлении государственной границы!»).

Никакого экшена, только разговоры в кабинете следователя.

Более того, привычной детективной интриги — кто преступник? — тут тоже нет, нам его практически всегда сразу показывают. Весь упор — на психологические беседы Пал Палыча с задержанным и на то, как постепенно следователь перетягивает заблудшего на светлую сторону.

Тут тоже убийство не показывают, а убийцу — сразу: из подъезда выходит мрачный Михеев (Владимир Самойлов), показывает нам порезанную руку, а потом знатоки уже опрашивают соседей — кто что слышал об убийстве в подъезде.

Самойлов (которого я о-бо-жаю за роль красного командира Назара в «Свадьбе в Малиновке», и как он там представляет красавца белогвардейца на свадьбе собственной дочери, и как он там вступается за свою Иринку, прыгая с лестницы наперерез взбешённому атаману Грицко, — ах! просто воплощение отцовской фигуры для меня) — тут тоже хорош. Матёрый, хищный, со своей волчьей философией естественного отбора.

Михеев (Владимир Самойлов) с волчьей психологией естественного отбора (дело № 5, «Динозавр»)
Михеев (Владимир Самойлов) с волчьей психологией естественного отбора (дело № 5, «Динозавр»)

Я уж подозревала его совсем в мрачных делах: что он сидел за убийство отца этих мальчишек, которых теперь приручил и хочет втянуть их в свои тёмные дела, — но нет, тут версия лайт, и не такой уж он зверь, и мальчишкам действительно желает добра, хоть и на свой манер.

Динозавром его обзывает Пал Палыч в последней сцене, дескать, такие как вы все повымерли и только кто-то кое-где у нас порой )

И, наконец, дело № 6 — «Шантаж» (1972)

Начинается история с ареста ювелира Миркина, с которым имел дела директор кондитерского цеха Кудряшов из дела № 4.

Играет его Александр Кайдановский, ломкий, тонкий, немножко инопланетный (это, конечно, в моих глазах на него падают отсветы грядущего «Сталкера»).

Сначала он насмешничает и не колется, потом, как водится, Пал Палыч находит к нему подход, и тот становится уязвимо-растерянным. Любовалась им всю дорогу.

Ювелир Миркин (Александр Кайдановский), дело № 6, «Шантаж»
Ювелир Миркин (Александр Кайдановский), дело № 6, «Шантаж»

Ещё тут прекрасный насмешливый Армен Джигарханян (Вольдемар) шантажирует, наглец, Зину Кибрит, вломившись к ней домой и грозя похитить её племянника Серёжу, который гуляет с собакой. И опять мы не видим момента, когда сообщник шантажиста разговаривает с мальчиком, готовый схватить его в любой момент. Всё это за кадром, что не мешает быть как на иголках вместе с Зиной и вместе с ней выдохнуть, когда Серёжа возвращается живым и невредимым.

Вольдемар (Армен Джигарханян) и Зинаида Кибрит (дело № 6, «Шантаж»)
Вольдемар (Армен Джигарханян) и Зинаида Кибрит (дело № 6, «Шантаж»)

И снова возник вопрос словоупотребления (как с «распечатать письмо»).

Вольдемар прибыл в Москву издалека, чтобы сбросить товар ювелиру. Но связной между ним и ювелиром сообщает:

— Лажа! Погорел ювелир. А я принять у тебя товар не могу, откуда у меня такие башли?

На что персонаж Джигарханяна говорит:

— Лажа, башли... ты лабух, что ли?

И тот подтверждает, что да, играет иногда в ресторане.

То есть лажа и башли (забашлять) пошли из музыкального сленга?

Дело № 6, «Шантаж»
Дело № 6, «Шантаж»

Главный магнит тут — неподражаемая Антонина Валерьянна, с говорящей фамилией Прахова, соседка злосчастного Миркина, воспитавшая его как родного. С её первых слов — когда она отправляет свою помощницу по хозяйству Настю за провизией — я её уже полюбила ))

— Прежде всего к Елисееву, вызовешь Александра Иваныча, он обещал какой-нибудь рыбки оставить вкусненькой, потом к Филиппову, возьмёшь французских булочек, если достанется — калачи. Возьми рокфор, только немного, и фунт сливочного. Да, ещё бутылочку прованского. С провизией всё. Теперь остаётся гомеопатическая аптека, лучше всего поезжай на Маросейку. Деньги на рояле!

Играет её Эмилия Мильтон, 1907 года рождения, на 11 лет моложе Фаины Раневской, но манера речи, интонации и даже тон голоса её напоминают. Дореволюционная речь )

Их дуэт с Джигарханяном шикарен: как этот оскаливающий зубы волк внезапно смиреет рядом с этой роскошной мадам, мигом его раскусившей и пригрозившей бельгийским браунингом, — первая серия обрывается настоящим клиффхангером ))

Антонина Валерьянна (Эмилия Мильтон) с Вольдемаром, дело № 6, «Шантаж»
Антонина Валерьянна (Эмилия Мильтон) с Вольдемаром, дело № 6, «Шантаж»

И её фразочки:

— Ай-я-яй, такие умные глаза и такие глупые мысли!

— Настя, посмотри, нет ли шпиков. — Сию минуту, пойду мусор выкину. — Да вы не нервничайте, Вольдемар. Если они и здесь, вы уйдете, как Александр Фёдорович. — А кто это? — Керенский, да господи же. — И как он ушёл? — В дамском платье. Пора знать родную историю!

Мне кажется, вся группа должна была её обожать )))

А у вас какая серия любимая? )

Читайте также:

Три первых дела «Знатоков»: смотрим с ностальгией

«Следствие ведут знатоки»: пересматриваем любимые серии

Как в «Знатоках» убили Томина

Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про книги и спектакли

Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про кино и сериалы