Как в 96 лет оставаться примером идеальной женственности? Жить зрителем, театром, улыбаться искренне и душевно? Ловлю себя на мысли, что в нашем театральном искусстве осталось так мало жизнерадостных, теплых, любвеобильных женщин… Одна из них – это Вера Кузьминична Васильева. Добрая, талантливая, милая. А еще – обладательница бесчисленной коллекции колье и брошей. Конечно, в ее ювелирном арсенале нет дорогих бриллиантов, а серьги советских времен она, нередко, ценит, гораздо больше, чем настоящие сокровища. Однако мало кто умеет носить бижутерию так, как наша сегодняшняя героиня.
В интервью журналистам меня восхищает ее неиссякаемая душевная наполненность, какая-то бесконечная теплота. Прожив в счастливом браке 56 лет, Вера Кузьминична осталась вдовой. И уже много лет одна, без любимого мужа Владимира Ушакова. Но нет в ней и тени усталости от будней, высокомерия или жалости к себе. Как рассказала звезда советского кино, очень часто на улице ее узнают поклонницы, особенно те, кто постарше. Окликают по имени, могут погладить по руке, пожелать доброго здоровья. Коллеги по театру не раз интересовались: мол, вот она, причина, почему Вера Кузьминична всегда наряжается, делает макияж, не выходит из дома без очередного украшения?
Конечно, народная артистка обожает своих зрителей. Но «наводить красоту» и носить творения мастериц любит не потому, что ее узнают. Как считает мудрая женщина, достойный внешний облик, эстетика во всем, женственные шляпки и украшения – это проявление любви к самой себе. И, разумеется, уважения к людям, зрителю. Если актриса не прибрана, а ее яркая брошь не сочетается с цветом рубиновой помады, то самой себе она кажется этакой «стертой ерундовиной». Да, чувства юмора Вере Кузьминичне не занимать! Подумала я и продолжила любоваться ее бесчисленными колье. Ведь у народной любимицы таких роскошных бус, причудливых ожерелий и изысканных чокеров – целая коллекция.
К черному платью – непременно, тонкое черное колье, изготовленное в сложной технике плетения «фриволите». А вот – аристократичное колье с нежно-розовыми, почти бежевыми овалами природного кварца. Кабошоны соединены между собой чудными сплетениями темного и нежно-розового бисера. Вещица напоминает нам о вечной классике и украшениях прошлого. А цветовая палитра украшения прекрасно дополняет светлый плащ жизнерадостной модницы. В дуэте с колье – такие же стильные серьги.
Несколько нитей из прозрачного стекла или хрусталя, соединенные крупной подвеской, напоминают нам о драгоценностях дам 19 – начала 20-го века. Да, порой, и бижутерия может смотреться ничуть не хуже, чем величественные драгоценные камни. Конечно, Вера Васильева обожает сияющий жемчуг. Особенно, если его капли имеют неординарные формы.
Когда-то смешная девчонка и помыслить не могла, что станет знаменитостью. Будучи студенткой театрального училища в Москве, жила очень скромно. Однажды ее «рожицу с большими розовыми щеками и добродушным взглядом» приметили помощницы именитого режиссера Ивана Пырьева. А он был, как известно, великий ловелас и соблазнитель юных дев.
Когда ее спросили, хочет ли сниматься, Вера так разволновалась, что пришла к павильону «Мосфильма» впопыхах. Нацепила какое-то платье своей сестры, как можно пышнее взбила озорные кудри. Ее сразу же принялись расчесывать. Нарядили в теплую кофту, даже сережки надели. А тонкие косички делали девушку еще более забавной. Именно такого портрета, простого и милого, добивался грозный режиссер. Когда Иван Александрович впервые увидел будущую артистку в гриме, приказал принести два женских чулка. Скомкал их в мгновение ока, превратив в шарики. И, не глядя на зардевшуюся Верочку, тут же засунул импровизированный «бюст» под кофту на пуговицах. Отметив, что так-то гораздо лучше! Нет диссонанса между ее худобой и круглыми щеками.
Позже по приказу Пырьева в гримерку принесли чудесные алые бусы, будто созданные из ягод пурпурной рябины. Юной актрисе они очень понравились, а вот недвусмысленные предложения режиссера разделить с ним гостиничный номер – не понравились вовсе. И самоуверенному мэтру Вера, разумеется, отказала. Несмотря на угрозы отвергнутого мужчины, артистка стала народной любимицей. К тому же, она сразу приглянулась Иосифу Сталину, когда он впервые увидел девушку на экране. Как рассказали потом Вере Васильевой, вождь поинтересовался, откуда взяли такую прелесть? И тут же велел вручить ей премию за отличную актерскую работу.
Когда великой артистке было уже за девяносто, она по-прежнему жила театром, сценой. Для роли вдовушки в спектакле «Блажь» или образа «Пиковой дамы» Вера Кузьминична долго выбирает шляпки, чепцы, перчатки. Из личной коллекции приносит из дома винтажные колье, сказочные броши-цветы. Даже духи подбирает, подходящие каждой героине. И признается, что черпает вдохновение в любви – к профессии, зрителям, друзьям и коллегам. Обожает свежие цветы, настоящих людей и природные, искрящиеся камни. Ведь ее сердце не стареет, а живо откликается на все прекрасное.