Президент России Владимир Путин и его белорусский коллега Александр Лукашенко 25 июня провели обстоятельные переговоры в Санкт-Петербурге. Это была возможность для глав двух государств обсудить ситуацию с безопасностью в регионе в разгар российской военной операции в Украине и затронуть возможность передачи Россией Беларуси в ближайшие месяцы «тактических ракетных комплексов Искандер-М», способных нести ядерные боеголовки.
Александр Лукашенко начал с объяснения, что Беларусь «очень обеспокоена тренировочными полетами самолетов США и НАТО, которые тренируются нести ядерные боеголовки и боеприпасы».
«В связи с этим я прошу вас рассмотреть возможность симметричного ответа […] Не могли бы вы помочь нам хотя бы адаптировать наши самолеты, которые у нас есть? Это Су-25, которые могут нести ядерные боеголовки. Я не прошу вас принести ядерное оружие […] завтра, но мы должны быть настроены серьезно«, — заметил он Владимиру Путину во время их интервью, транслировавшегося по российскому телевидению.
«Я ставлю вопрос о нашей готовности ко всему, включая применение самого серьезного оружия для защиты нашей Родины, которая простирается от Бреста до Владивостока«, — добавил он.
Столкнувшись с этой просьбой, Владимир Путин заметно попытался предложить компромисс, заявив, что Россия и Беларусь могли бы «ответить симметрично», но «в этом нет необходимости». Тем не менее он «согласился […] с тем, что мы обязаны обеспечить абсолютную безопасность союза России и Беларуси и, возможно, других стран-членов ОДКБ«.
«В связи с этим предлагаю следующее: в белорусской армии имеется достаточно большое количество самолетов Су-25, которые можно модернизировать. Это должно быть сделано на российских авиационных заводах […] Будет проведена подготовка летного состава«, — сказал он, добавив: «Во-вторых, как мы и договаривались, в ближайшие месяцы Россия передаст Беларуси тактические ракетные комплексы «Искандер-М», которые, как вы знаете, могут использовать как баллистические, так и крылатые ракеты с обычными и ядерными боеголовками«.
Президент России также отметил, что «в Европе у американцев 200 тактических ядерных боеголовок, большинство из которых — атомные бомбы, в шести странах-членах Атлантического альянса«.
Александр Лукашенко также заявил, что он «глубоко обеспокоен действиями своих соседей». Он обвинил Польшу и Литву в проведении «конфронтационной политики», отметив, что в Украине «большинство наемников прибывают из Польши».
Ранее утром Министерство обороны России заявило, что «до 80 польских наемников» были нейтрализованы в «зданиях завода «Мегатекс» в городе Константиновка Донецкой Народной Республики».
«Я не понимаю, зачем им нужна эта конфронтация. Но очевидно, что ими кто-то руководит за их спиной. Это одиозная политика, это агрессивное поведение«, — добавил белорусский президент.
Он также упомянул о поведении Литвы, которая в настоящее время осуществляет частичную блокаду российского анклава Калининграда. «Появляется все больше информации о планах Литвы остановить транзит из России через Беларусь в Калининград путем изоляции последнего«, — выразил он сожаление, сравнив это с «своего рода объявлением войны». «Сегодня такие действия неприемлемы«, — сказал он.
Наконец, два президента обсудили ситуацию на рынке удобрений, где Россия и Беларусь являются одними из крупнейших мировых производителей. Подтверждая ранее сделанные заявления о том, что западные санкции после начала российской военной операции в Украине повлияли на их экспортные возможности, Владимир Путин сказал, что договорился со своим белорусским коллегой «сделать все возможное, чтобы удовлетворить потребности наших потребителей и покупателей» в удобрениях.
Российский президент добавил, что он находится «в тесном контакте со специализированными агентствами ООН» по этому вопросу.