Здравствуйте, друзья!
Ни в коем случае не призываю усаживать летом детей за учебники! Но повторение на 20-30 минут пару раз в неделю не повредит. Тем более если речь идёт о ребёнке, у которого есть проблемы с усвоением материала. Именно с таким учеником я сейчас провожу коррекционную работу.
Практикум, который я предлагаю, не отнимет много времени и подойдёт для занятий с педагогом, с родителями и даже для самостоятельной работы, которую, конечно, для ребёнка нужно организовать.
Я люблю комплексную работу, построенную на небольших по объёму текстах. Так ученик не устаёт, а повторить удаётся немало.
Текст напечатайте или напишите печатными буквами.
1. У меня слабо читающий и неуверенно пишущий ребёнок, поэтому первый раз текст я читаю ему сама. Если ваш школьник читает уверенно, то текст звучит в его исполнении, после чего можно перейти к пункту №3.
В лесу растут разные ягоды. На лесной опушке зреет душистая земляника. На вырубке или в овраге поспевает сладкая малина. На болоте краснеет клюква.
2. Для работы со слабо читающим ребёнком я использую приёмы глобального чтения. Этот метод разработан для обучения раннему чтению совсем маленьких детей. Но он хорошо зарекомендовал себя и в работе со школьниками.
На отдельном листе печатными буквами запишите слова: ягоды, земляника, малина, клюква. Попросите ребёнка прочесть их. Пусть зрительно запомнит написание слов.
3. Предложите ребёнку найти слова (пункт 2) в тексте, ещё раз прочитать и записать их во второй столбик приготовленной таблицы, пропустив верхнюю строчку.
Пусть ученик задаст вопросы к словам, определит их часть речи и запишет в верхнюю строку: существительное (сущ.).
4. Далее впишите своей рукой в самую первую ячейку таблицы слово «прилагательное». Предложите ребёнку вспомнить, на какие вопросы отвечает прилагательное (какой? чей? и все формы этих вопросов). Пусть ребёнок найдёт в тесте прилагательные для каждого из существительных и внесёт их в таблицу.
5. Задайте ребёнку вопрос:
- Как ты думаешь, какие слова мы запишем в 3 столбик? Почему?
Думаю, ваш собеседник ответит, что записать нужно глаголы, потому что без них предложений не будет, так как глаголы - сказуемые являются частью грамматической основы. Помогите ребёнку сформулировать этот вывод и заполнить 3 столбик таблицы.
6. Попросите ребёнка прочитать грамматическую основу каждого предложения.
7. Работаем с лексикой:
- В каких столбиках нашей таблицы записаны слова, близкие по значению? (Во втором и в третьем.) Как называются такие слова? (Синонимы.) Конечно, глаголы в таблице – контекстные синонимы, но это понятие пока вводить необязательно.
8. Работаем с лексикой и пунктуацией.
- Найди среди слов 2 столбика то, которое является общим по значению для других слов. (Ягоды.) Давай попробуем перестроить текст так, чтобы у нас получилось всего одно предложение с однородными членами и обобщающим словом при них. Первое предложение менять не нужно.
Здесь ребёнку, возможно, понадобится ваша помощь в построении предложения и расстановке в нём знаков препинания.
В лесу растут разные ягоды: земляника, малина, клюква.
Предложите ребёнку придумать аналогичное по структуре предложение, ориентируясь на его интересы. Например:
Глеб интересуется разной советской техникой: магнитофонами, проигрывателями, радиолами.
Друзья мои, в процессе работы наблюдайте за ребёнком. Возможно, стоит разделить занятие на два, сократив время работы. Именно так получилось в моём случае, т.к. ребёнок с особенностями в развитии, быстро устаёт, ему нужен дополнительный отдых, зарядка для глаз. Если вы повторяете изученное с 5-классником, в конце занятия можно добавить диктант по тексту, орфографический анализ, но слишком не увлекайтесь, заданий и так достаточно. Главное, чтобы работа была не в тягость, а в радость.
Продолжение следует.
#русский язык 3-5 классы