Найти тему
Валерий Пасевич

Как я рос над собой

Вот и закончилась моя полувековая работа над собой сначала для получения образования, а потом повышения, усовершенствования, развития - курсы, курсы, курсы, университет марксизма-ленинизма, снова курсы..., потом они очные стали дистанционными, вебинары... Сколько ж информации я потребил! Или сколько информационной воды с тех пор протекло и утекло через мой мозг? И захотелось мне с, так сказать, высоты птичьего полета, используя крылья опыта, посмотреть на эту утекшую воду и не воду, осознать, сильно ль за это время я вырос над собой.

И задаю я себе вопрос: что в какой мере, с какой пользой было мной использовано из всего того, что в меня вкладывали?

Сначала про то, что в меня пытались вложить, но не получилось, например, про иностранный язык - не освоил я его в школе как следует, однако "4" мне ставили, а на экзамене даже "5" зачем-то, "по инерции", потому что по остальным предметам такие оценки были, в вузе отмучился с ним кое-как - и напрочь забыл то, что не знал, это легко... и не пригодился он мне ни разу за всю жизнь, так что мое незнание - не беда в данном случае... Пока писал это, подумал: а ведь не один я такой, как раз наоборот - почти все наше население советское школьно-вузовское образование по инязу не использовало (где ж его было использовать?) и даже те, кто прилично учился в этом направлении чуть не все позабыл... пример у меня "под руками" - жена училась куда лучше меня... И вопрос тогда: огромное количество часов потрачены нами зря? И деньги в эту часть образования потрачены впустую? Зарплата преподавателям, коих много-много... одно время пытались внедрить лингвистические кабинеты, но я помню только какие-то раскуроченные коробочки на партах... Педагогика, психология, социология могут ответить на вопрос: впустую или нет государство и все мы делаем большие усилия по обучению иностранным языкам, по обучению в других направлениях? А поскольку они, как я понимаю, молчат, то приходится нам самим давать ответ, исходя из своего опыта, опыта других людей, да, это субъективизм, но когда иного нет... то я скажу: для огромного большинства людей изучение иностранного языка в школе и даже в вузе - занятие бесполезное. Представьте себе, что вас годы и годы учат плавать, а хотя бы держаться на воде вы так и не научились... Отправьте школьников после одиннадцатого класса в куда-нибудь - сможет он поговорить с местным населением? Гипотеза: хорошо, если в силах вывески читать... Может, я не совсем прав про нынешних выпускников школ, может, Интернет и перспектива попутешествовать по заграницам, а то и поработать там или даже переехать туда подвигают их как следует изучать английский? Про советских-то знаю точно...

Можно, конечно, сказать: "образование - это то, что остается после того, как все забылось", но чтобы нечто забылось с "сухим остатком", изначально оно должно знаться-помниться, причем на определенном, достаточно хорошем, уровне. Те разделы математики, физики, астрономии, которые я в свое время хорошо знал, на "отлично" сдавал, оставили во мне очень большой "сухой остаток", такой, что даже если уже не помнится одно, второе... то... приносили мне задачи из высшей математики, сходу не помню, не знаю, как их решить, однако после чтения учебника, просмотра нужных формул - решаю. Но еще важнее, наверное, то, что в этих областях ум мой "в порядок приводился", техника мышления, как мне думается, росла и это сказывалось не только в этих конкретных областях, но и распространялось на другие. А вот то, что как следует не было освоено - умерло, еще до рождения во мне, так мне видится. Например, нас пытались "напичкать" большими объемами теоретической физики такого уровня, который даже в плане общего образования нашего, не говоря уже о применимости в школе, бесполезен хотя бы по одному тому, что практически никто не освоил (но все сдали зачеты, экзамены, кто на "3", а кто и на "5") эту физику на всем курсе. У нас был замечательный лектор по радиоэлектронике - говорил с огромной скоростью, чувствовалось, что предмет знает!, однако даже мужская часть студентов, не говоря уже о девушках, ничего не улавливала, а на вопрос: "Зачем нам этот предмет на таком уровне? Мы ж в нем ничего не понимаем!" - он ответил: "Там (палец вверх) решили, что надо в педвузах этому учить!". "А нельзя наверх сказать, что это бессмысленно, бесполезно?" "Ну, небожителям-академикам и министрам сказать нельзя..." Так и промучились, мы с ним, он с нами...

Вот это вот отсутствие или деформация обратной связи - одна из главных проблем нашей педагогики в целом! Кому-то "там" нечто приходит в голову - и помчалось оно вниз, раздаваясь вширь, по городам и весям, вузам и школам без должной проверки предварительной, а потом без анализа - что получается, и шумит-бурлит педагогический мир, а то и вся страна, от несварения этого "нечта", пока, наконец, не станет вопиюще-очевидно - нет заявленного результата... или пока некто другой "там" не перебьет, ломая предыдущее, своим "нечтом", опять по той же схеме: "ввяжемся в бой", а там видно будет или сделаем вид, что видно... можно вспомнить колмогоровскую реформу математики... Но об этой схеме поподробнее в другой раз.

Так что же я скажу про вузовское образование, про его полезность для меня? А скажу я то, что удалить бы процентов 25, если не больше, предметов, разделов и пр. из программы обучения будущего учителя - никакого вреда впоследствии обнаружить не удалось бы, наоборот: мы все лучше росли бы над собой в освободившееся время, если его наполнить тем, что действительно полезно... Еще более я скажу про курсы подготовки-переподготовки послевузовской: если 25% полезного для работы там бывало, то уже как бы и хорошо... Один только марксизм-ленинизм со всеми его ветвями чего стоил! Даже в 80-е годы чуть ли не до их окончания, когда действительность уже кричала: идея коммунизма провалилась, крест на ней давно пора поставить - нам на курсах давали и давали "научный коммунизм"... но еще в студенческие годы, сдавая "идеологические" предметы на "пять", я понял, что утопия - она и есть утопия, а преподаватели , которые должны быть для нас примером, показывали примеры мыслительного извращенчества... К счастью, не все, чуть-чуть было и других...

Воспитание, хоть в школе, хоть после - процесс сложный... иной раз чем большие усилия делают "воспитатели", тем противоположнее результат, к которому они стремятся... Есть две, как мне кажется, причины, почему так происходит - это ложь и противоречие воспитательных установок с природой человека, с глубинной психологией. Идея коммунизма содержит в себе и то, и другое... так что ее гибель - процесс естественный, лично я его в себе пережил: подростком и в ранней юности верил, что при коммунизме буду жить, надо только сильно постараться нам всем, позже, постепенно, "вырос над собой", параллельно с очень большим количеством других людей... вот такой вот парадокс: ложность теории, лживость аргументов иной раз не приводят к деградации ума и личности, а как раз наоборот... только все-таки куда лучше, когда теория истинна. Это касается не только провалившегося марксизма-ленинизма или, например, лысенковских потуг в биологии, но и педагогики в определенной степени тоже. Но об этом в другой раз.