Найти тему

Путешествие в Аланию. Часть 9. Северная Осетия. Чарующая страна Дигория. 14.06.2022.

Прогноз погоды на этот день был просто пугающий. Сплошные дожди.
Но отступать некуда. И Уастырджи, покровитель путников, на нашей стороне. Поэтому в путь, отбросив сомнения.
Сегодня у нас новый гид, Индира. Хороший человек с глубокими знаниями и великолепным чувством юмора. Как она сама призналась, ее отец ярый комуняка и очень уважает Индиру Ганди. Вот и решил назвать дочь ее именем.

С Индирой познакомились накануне в Даргавсе. Поэтому не составило большого труда различить её среди пассажиров маршрутки во Владикавказе и быстро пересадить к себе в автобус.
Дорога в Дигорию довольно длинная по местным меркам. Предстоит проехать аж 125 км до цели. За эти два с небольшим часа можно успеть рассказать об Осетии очень многое.
Выясним сразу один важный момент. Кто же такие осетины?

Это очень длинная история, поэтому постараюсь быть краток.
Начнем с того, что сами осетины считают себя аланами. И неоднократно вставал вопрос о переименовании Осетии именно в Аланию.
А аланы, в свою очередь, это прямые потомки ираноязычных кочевых племен скифов и завоевавших их сарматов.
Поэтому осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков.
Самоназвание алан - "асы". Перефразировка на грузинский манер - "оси" или "овси". При добавлении грузинского топоформанта -ети получилось название местности "Осети". И после перефразировки на русский манер получилось "Осетия".
Аланское государство просуществовало в предгорной части Северного Кавказа довольно долго. С позднеантичных времен, I-II века н.э до 30-х годов XIII века. Наибольшего расцвета достигло после освобождения от влияния Хазарского каганата, разгромленного в конце X века.
Но потом, в ХIII веке до Северного Кавказа добрались монголы. Сначала полководец Чингизхана Субэдэй разгромил аланскую армию в 1221-1222 гг, затем дело завершил внук Чингизхана Бату-хан (Батый) в 1239 году, полностью уничтожив Аланское царство. Оставшиеся в живых аланы ушли в горы, монголы за ними не пошли. Не до того им было.
Уже в XIV веке это разгром завершил Тамерлан, пройдя через ущелья Скалистого хребта в горные долины.
Часть алан ушла через горы на южную сторону Кавказского хребта (Южная Осетия), куда не достал Тамерлан. Отсюда влияние Грузии.
Часть осталась в северной части, сумев спрятаться в труднодоступных ущельях.
Таким образом и возник этнос осетин от ассимиляции пришлых алан и местного населения горных районов.
Жизнь в горах была очень тяжелой по причине крайнего малоземелья и сурового климата. В 50-х годах XVIII века осетинские старшины подали прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны о переселении осетин в долины, и оно было рассмотрено положительно при выполнении некоторых важных условий. Таким образом у России появился верный союзник на Кавказе, как в идеологическом, так и в военном плане. В 1774-1775 годах, уже при Екатерине II, Осетия была присоединена к Российской империи.

Осетинский этнос разделяется на два субэтноса - иронцев и дигорцев.
Иронцы (ирон) - это большая часть северных и южных осетин.
Дигорцы (дигорæ) - меньшая честь северных осетин, в основном, на западе и севере Северной Осетии (историческая Дигория - Дигорский и Ирафский районы, окрестности Моздока), а также в соседней Кабардино-Балкарии и в Турции.
Основное отличие этих субэтносов - диалекты осетинского языка. Дигорский диалект считается более древним
Второе важное отличие - вероисповедание.
Иронцы в основном православные христиане.
Дигорцы в основном мусульмане суннитского толка.
Но ... и те, и другие придерживаются древних языческих верований предков.
У иронцев мы были вчера. Сегодня едем к дигорцам.

Вот так, незаметно, с шутками и прибаутками, прошли почти два часа дороги.
Небо посветлело, появились горы над облаками и в разрывах. Это уже внушает некоторый оптимизм.

-2
-3
-4

Ура, приехали!

-5

Это уже традиция. Чтобы попасть в красивые горные долины, нужно сначала пересечь Скалистый хребет. Хорошая дорога по ущелью реки Урух позволяет это сделать достаточно быстро.

-6

Но быстро не хочется, тут есть на что посмотреть.

Наша первая остановка - каньон Ахсинта.

-7
-8
-9

Очень узко. Буквально щель, в которую с грохотом прорывается мощный поток воды.

-10
-11

Дорога здесь идет в тоннеле.

-12
-13

Но тоннель был не всегда. Старая дорога, вырубленная в скале, идет над обрывом.

-14
-15

Сейчас там можно прогуляться пешком. Но быстро. Участок опасно камнепадный

-16
-17
-18

Дорога продолжается высоко над ущельем

-19

Неотъемлемая часть ландшафта - газовая труба. 
А в створе ущелья уже видны снежные горы
Неотъемлемая часть ландшафта - газовая труба. А в створе ущелья уже видны снежные горы

Прежде чем покинуть это красивое ущелье, сделаем еще одну остановку.
На ней есть красивый вид, санитарная зона, что немаловажно.

-21

Но самое главное - это святилище Уастырджи, одного из 12 дзуаров, посредника между богом и людьми.

-22
Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом трёхногом коне в белой бурке. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе.
Уастырджи является посредником между Богом и людьми, среди людей появляется в виде нищего старика. 
Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно Лагты Дзуар (Покровитель мужчин).
Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом трёхногом коне в белой бурке. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. Уастырджи является посредником между Богом и людьми, среди людей появляется в виде нищего старика. Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно Лагты Дзуар (Покровитель мужчин).

Я уже упоминал о том, что все осетины независимо от субэтноса придерживаются традиционных верований. И христиане, и мусульмане, и те, кто ни во что не верит.
Традиционная религия осетин называется Уасдин. В ней есть Старший Бог, вездесущий и невидимый, и 12 дзуаров (духов-покровителей) со своми зонами ответственности. Такой вот типичный языческий пантеон богов.

Не стану подробно всё это описывать, хотя тема очень интересна и заслуживает внимания. Но много текста.
Ниже ссылка на статью с подробным описанием осетинских верований и взаимоотношений небожителей и людей. Кому интересно, зайдите и почитайте.

Вернемся к святилищу

-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

Считайте, что побывали в храме.
Таких святилищ много по всей Осетии. Появляются они в местах, где по мнению их устроителя Уастырджи как-то проявил себя, оказав помощь путнику, отвел от него беду.
Обустройство может быть любым - дом, беседка, навес, из того материала, что под руками. Средств на обустройство уходит немного в отличие от церквей и мечетей. Это тоже важный момент в пользу традиционных верований.

Получив благословение Уастырджи, едем дальше. И, надо сказать это работает. Горы открываются во всей красе.

-31
-32

Продолжение следует...