Найти тему
Kinoryba

Country Joe And The Fish – Electric Music For The Mind And Body (1967)

Сталин и Рыба – «Country Joe» - так американские студенты шестидесятых называли Сталина – в какой-то степени – недо - Pink Floyd, но хороший «недо». Не надо забывать, что психеделия пришла в Англию из Америки – как и весь рок-н-ролл, в общем, поэтому кто тут первичен, кто вторичен – большой вопрос. PF тоже легко можно назвать в чем-то последователями Country Joe. Во всяком случае, первый альбом этой группы мне нравится куда больше, чем все, что было записано PF после «Трубача» и до «Луны». Country Joe на первом альбоме – вполне состоявшаяся группа с очень хорошими, яркими и запоминающимися песнями и натуральным американским психеделическим звуком – который и растекся потом по всему миру и, большей частью, по Англии. Начать можно с того, что пластинка прекрасно записана, а музыка великолепно сыграна – эти две вещи в 1967 году в области пcихеделической музыки в Америке трудно совмещались. Лучшее, что было в американской психеделии того периода – первые три альбома Grateful Dead записаны ужасно – так же, как и пластинки BlueCheer и Quicksilver Messenger Service. Big Brother And The Holding Company просто халявно играли, а Jefferson Aiplane звучали как будто из могилы. На этом фоне пластинка «Electric Music…» просто сверкала. «ElectricMusic…» – это классический альбом, возможно, лучшая запись 1967 года в психеделической музыке. Первая же вещь - Flying High – распахивает двери в открытое, звенящее пространство, гулкий и мягкий бас, мягкий же звук ударных – но все очень мощно, громко, всплошную играющая гитара – подтяжки, аккорды и соло – вторая гитара поддерживает ритм и голос с блюзовой, разогнанной за рамки блюза мелодией – и музыка уходит в тишину, откуда выплывает искаженный, тонкий, звенящий звук органа. И снова – удар всей группы - Not So Sweet MarthaLorraine – совершенно триповое звучание, при том – чистейший звук – как и на всем альбоме – удивительно прозрачно, мощно, мягко и комфортно. Ритм-энд-блюз, но плывущий в галлюциногенном облаке с отличной, шизофренической гитарой и ядовитым, тонким органом. И, конечно, американское многоголосье. Звук органа местами напоминает тембр клавиш Манзарека, и сама песня в двадцатом приближении отсылает к Doors, но в ней нет пафоса и многозначительности, она человечней, проще – не по музыке, с музыкой все в порядке – проще по подаче, по отношению. Вибрато гитары и неритмичный тамбурин в Death Sound Blues – по-хорошему бардачно сыгранной пьесе – чистый белый блюз – по-европейски холодный, отдающийся эхом в пространстве, где сидят музыканты – вокруг них пустота на сотни миль – такое ощущение от звука, зависшего в пустоте. Гараж, но гараж этот размером с Сан-Франциско. Перекличка двух гитар, каждая из которых играет совершенно что-то свое, не обращая внимания на партнера – все увлечены блюзом. Но – получается как-то вместе. Happiness Is A PorpoiseMouth – электрическое, медленное и совершенно похоронное кантри от которого хочется немедленно выпить. Но – не выключать проигрыватель, а выпить еще и зарыдать под реверберированное гитарное соло и страшные неопределяемые звуки из правого канала. Семь с половиной минут Section 43 – погружение в галлюцинации студентов с Западного Побережья с плавающим органом, медитативной гитарой и усыпляющим, как огромная мягкая подушка, басом. Далекие томы и орган здесь отчетливо напоминают Pink Floyd более позднего периода - Set The Control… Точнее, эта английская группа будет напоминать звук пьесы Country Joe… Чтобы вернуться на землю вступает гитара, сыгравшая несколько пассажей в стиле Бифхарта – и орган с томами возвращается – и ощущение, будто все перенеслось в Англию года на три вперед. Благолепие разрушает яростная Superbird – «Летит по небу самолет, но он не сядит никуда» - Мамонов спел очень близко к этой песне – и трава тоже присутствует, но направленность Superbird ярко антивоенная – как и все, в общем, творчество группы. Кантри-номер Sad And Lonely Times – был бы стопроцентным кантри, если бы не гуляющая рок-гитара. А вокал разложен замечательно-психеделично. Love – блюз с фальшстартом и таким злобным вокалом, как будто певец расчленяет любимую на глазах у публики. Электричество течет из канавок пластинки – орган и солирующая гитара искрят и нагреваются от излишнего напряжения – из перекличка в двойном финальном соло замечательно безумна. BassStrings – пять минут космических звуков и пассажей органа – все-таки, англичане позаимствуют эти фрагменты, я их слышал на множестве пластинок английских групп. Гитара с жестяным звуков играет в пустыне, голос тоже , голос певца несется из ниоткуда – все улетели. Или ушли. Но ушли красиво. The Masked Marfuder – уже полный разгул свободной формы написания песни – все меняется, плывет, переливается и перепевается… Но таинственно и красиво. А впереди еще более таинственная и красивая семиминутная Grace с расплывающейся голосовой партией – несколько голосов опережают друг друга, вступая раньше доли, подхватываясь, возвращаясь в нужное место и снова улетая. Это чистый музыкальный трип, медитация, релакс, улет, кайф – как угодно можно назвать состояние, которое передают музыканты Country Joe And The Fish. Прекрасная пластинка, совершенно историческая, отмечающая этап развития психеделической музыки Америки – а потом и Англии и всей Европы.