К настоящему времени большинство имеет смутное представление о рассказе ужасов о доске для спиритических сеансов, в котором демонические духи общаются с детьми и даже вселяются в них. Режиссер Майк Фланаган развивает эту тему в своем новом фильме “Спиритические сеансы: происхождение зла”. Действие происходит в 1967 году, вдова и ее дочери зарабатывают на жизнь, обманывая клиентов, стремящихся связаться с умершими близкими. Семейный бизнес относительно безвреден, пока младшая дочь не обнаруживает старую доску для спиритических сеансов, пытается связаться со своим покойным отцом, но вместо этого становится одержимой злыми духами.
Доска для спиритических сеансов, однако, не всегда имела такую зловещую репутацию.
Фактически, доска для спиритических сеансов возникла из спиритизма, движения 19-го века, известного своими оптимистическими взглядами на будущее и загробную жизнь. По мере того, как популярность спиритизма пошла на убыль, доска для спиритических сеансов превратилась в популярную салонную игру; только в 20 веке католическая церковь и индустрия фильмов ужасов переименовали игру в дверь к демоническому.
Спиритическое происхождение
Часто говорят, что движение спиритуалистов началось в Хайдсвилле, штат Нью-Йорк, в 1848 году, когда две сестры, Кейт и Мэгги Фокс, сообщили, что слышали серию таинственных ударов в своем крошечном доме. Никто не мог определить, откуда доносился стук, и он проявлялся в других домах, которые посещали сестры. Без видимого источника, удары были приписаны духам, и они, казалось, отвечали на вопросы сестер.
Сестры Фокс в одночасье стали знаменитостями, и родился спиритизм, религиозное движение, основанное на общении с мертвыми. Спиритизм распространился через Атлантику и в Южную Америку, но его популярность резко возросла после Гражданской войны. Самая кровавая война в американской истории заставила многие скорбящие семьи искать способы поговорить со своими потерянными близкими, и многие искали утешения у духовных “медиумов” – таких людей, как сестры Фокс, которые якобы могли разговаривать с мертвыми. В 1893 году спиритизм стал официальной религиозной конфессией, а в 1897 году New York Times сообщила, что у спиритизма восемь миллионов последователей по всему миру.
С самого начала христианские критики утверждали, что спиритизм был просто тонко замаскированным колдовством. Но спиритуалисты редко были мрачными или болезненными. Писатель-спиритуалист Эндрю Джексон Дэвис даже оспаривал саму идею ада, утверждая, что все духи могут попасть в блаженную “Летнюю страну” в загробной жизни. Спиритуалисты также поддерживали прогрессивные идеи, в том числе отмену смертной казни, воздержание и избирательное право женщин.
В период своего расцвета спиритуалисты разработали множество техник и устройств для общения с мертвыми. Ранние спиритуалисты занимались практикой, называемой “вызов алфавита”, в которой кто-то прогремел алфавит, пока дух не постучал, чтобы указать определенную букву. Этот сложный метод создал спрос на более эффективные способы общения с мертвыми.
Некоторые медиумы занимались “автоматическим письмом”. Медиум входил в состояние транса и позволял духам направлять их руку, когда они писали сообщения (явление, которое также показано в фильме). Французский спиритуалист Аллан Кардек сообщил что во время сеанса 1853 года (буквально “сеанс” или сеанс общения с духами) духи предложили участникам просунуть карандаш в перевернутую корзину. Это позволило каждому положить руки на корзину, чтобы помочь духам вести карандаш по бумаге. Корзина превратилась в устройство, называемое планшеткой (от французского planche, что означает доска).
К 1886 году спиритуалисты развили планшетку дальше. Карандаши были выброшены, а планшетка была соединена с доской с написанным на ней алфавитом. Существовало множество моделей этих “говорящих досок”. Брэндон Ходж - выдающийся историк этих устройств для автоматического письма, обладающий частной коллекцией из более чем 200 планшеток, а также говорящих досок и другого оборудования для сеансов.
Конструкция, известная сегодня большинству американцев, была запатентована компанией Kennard Novelty Company в 1891 году. Хелен Питерс, невестка одного из основателей компании, спросила у совета директоров, как она должна называться, и получила загадочный ответ “Спиритическая беседа”. В 1882 году Уильям Фулд стал руководителем компании. Фулд сколотил состояние на доске для спиритических сеансов и открыл несколько новых фабрик. Как ни странно, он умер в 1927 году, когда упал с крыши фабрики, которую, как он утверждал, совет поручил ему построить.
От игры в гостиной до портала в ад
К 20-му веку популярность спиритизма начала снижаться, отчасти из-за работы мошенников.
В то время как большинство медиумов заявляли о субъективном опыте общения с духами во время состояний транса, так называемые “физические медиумы” прибегали ко все более изощренным уловкам, чтобы убедить аудиторию, что у них была подлинная встреча со сверхъестественным. Некоторые из этих трюков, такие как прятание детей в шкафах, где они могли издавать звуки или передвигать предметы, изображены в фильме Фланагана. В 1940-х годах Национальная ассоциация спиритизма запретила физическое медиумизм. Но к тому времени ущерб был нанесен. Большинство людей считали тебя лохом, если ты верил, что можешь разговаривать с мертвыми.
Доска для спиритических сеансов обычно рассматривалась как салонная игра, мало связанная с оккультизмом. Но во время Первой мировой войны популярность доски для спиритических сеансов резко возросла, особенно в университетских городках. Фольклорист Билл Эллис сообщает, что к 1920 году один профессор объявил ее “серьезной национальной угрозой”.
Между тем, многих американских католиков, которые уже молились святым, привлек спиритизм. Церковные власти быстро отреагировали на это.
Дж. Годфри Рауперт был “исследователем экстрасенсов”, который надеялся научно “доказать” спиритизм, прежде чем он обратился в католицизм и отрекся от него. Папа Пий X поручил Рауперту предупредить католиков о доске для спиритических сеансов. В 1919 году он опубликовал книгу под названием “Новая черная магия и правда о доске для спиритических сеансов”.
“По нескольким причинам, - возмущался Рауперт, - доска не должна допускаться ни в одном христианском доме или находиться в пределах досягаемости молодежи”.
Несмотря на такие предупреждения, продажи продолжали расти. Пик популярности пришелся на 1960-е годы, когда благодаря контркультуре и массовому интересу к оккультизму доска для спиритических сеансов превзошла Монополиюпо продажам.
Но именно роман Уильяма Питера Блатти 1971 года “Экзорцист” – вместе с его экранизацией 1973 года – закрепил зловещую репутацию доски для спиритических сеансов в народном воображении. Блатти основал свою историю на реальном случае с предположительно одержимым мальчиком, который произошел в Мэриленде в 1949 году. Согласно “дневнику” увиденный священниками-иезуитами, с которыми Блэтти познакомился в Джорджтаунском университете, мальчик был представлен доске для спиритических сеансов тетей, которая интересовалась спиритизмом; первые признаки одержимости мальчика начались вскоре после смерти тети. История Блатти взяла эти детали и заполнила пробелы.
Результатом стала национальная одержимость экзорцизмом и демоническим.
“Спиритический сеанс: происхождение зла” отдает дань уважения экранизации “Экзорциста”. В трейлере показана молодая девушка в так называемой “истерической арке”, напоминающей знаменитые искажения в фильме. Эта поза была впервые популяризирована ранним французским неврологом Жаном-Мартином Шарко, который фотографировал женщин в “истерии” и предположил, что это состояние является истинной причиной одержимости демонами.
Парадоксально, но эта демоническая репутация только усилила популярность доски для спиритических сеансов среди подростков. Доска была не просто способом поговорить с умершим родственником; она также стала способом вызвать темные силы и изгнать их из безопасного подвала. Эллис предполагает, что как окно в демоническое, доска для спиритических сеансов позволяет подросткам “непосредственно участвовать в мифе”. В этом смысле это квазирелигиозный опыт, в котором доска вызывает в воображении демонический “антимир”, который храбрые подростки могут оспорить и отвергнуть.
Между тем, любители острых ощущений, которые не хотят слишком близко знакомиться с демонами, могут просто посмотреть фильм.