Всем добрый день! Сегодня поздравим с днём рождения Елену Сафонову (14 июня). Российская актриса театра и кино.
Родилась в кинематографической семье. Отец - Всеволод Сафонов (журналист Алексей Кирюшин из «Белорусского вокзала»), мать - режиссёр на Мосфильме. Дома часто бывали гости: запросто так заходили дяди Жени (Леонов и Евстигнеев), дядя Толик (Папанов), а «дядька Кешка-малоежка» (кто? - Смоктуновский!) даже недолго жил у Сафоновых.
Детство, проведённое на съемочных площадках, предопределило судьбу Елены: она стала актрисой; первую роль сыграла в 18 лет («Ищу мою судьбу»). Дальше была учёба во ВГИКе и ЛГИТМиКе, главная роль в фильме «Возвращение Батерфляй» (1982), где она сыграла оперную певицу Саломею Крушельницкую, ещё около десяти разных ролей. Но по-настоящему известной она становится после выхода мелодрамы Игоря Масленникова «Зимняя вишня» (1985). Главную роль в этом фильме актриса получила практически случайно. Первоначально мать-одиночку, влюблённую в женатого мужчину, должна была играть Наталья Андрейченко, а главную мужскую роль - Сергей Шакуров. Интересно, как бы сложился этот фильм, но... получилось то, что получилось. Успех фильма был колоссальный. За год в Советском Союзе его посмотрели 32 миллиона зрителей, фильм продали в 27 стран мира. Саму Сафонову читатели «Советского экрана» признали лучшей актрисой года, также за эту роль она получила награды на МКФ в Мадриде и Алма-Ате. В 1990-м на экраны вышла вторая часть «Зимней вишни», в 1995-м - третья.
После «Зимней вишни» актрису стали приглашать сниматься ведущие режиссеры - Михалков, Лунгин, Бодров-старший.
Под Сафонову немного переделали сценарий: у Ольги стал кроткий, лиричный образ; героиня любит, терпит и прощает.
«В этой истории было новое отношение. В советском кино любовница - кошмар семьи, ведьма, а в «Зимней вишне» она была нормальным человеком, просто хотела счастья. И мужчина, которого она любила, не был мерзавцем».
Многие женщины стали копировать её манеры, прическу, наряды из фильма. Но всё же актриса хотела избавиться от закрепившегося за ней образа «лирической героини».
У Михалкова она сыграет свою следующую большую роль - в советско-итальянском фильме «Очи чёрные» (1987). Это были первые заграничные съёмки для актрисы, которая до этого времени была невыездной. Сафонова с благодарностью вспоминает эту работу, хоть и говорит о том, что с Михалковым ей работалось сложно. А с партнёрами по съёмочной площадке наоборот, началась интенсивная работа. «Просто некогда было рефлексировать. Мастроянни настолько прост в общении, контактен, вёл себя с режиссёром послушно, как школьник». Эта работа принесла Сафоновой европейскую известность, она получила итальянскую премию «Давид» за лучшую женскую роль.
В 1992 актриса выходит замуж за француза и переезжает во Францию. «Я несколько раз круто меняла свою жизнь… И, думаю, что не в последний раз. Трудно ли даётся новый виток судьбы? Подойти к нему тяжело, а совершить - нет. Принимаю решение просто: ба-бах - и всё, дальше всё меняю». Во Франции Сафонова снимается в нескольких картинах («Мадемуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»), играет в парижском театре 13-го округа, в театре «Ателье». Были даже предложения о сотрудничестве с Аленом Делоном, но актриса отказалась, о чём впоследствии жалела: оказалось, что муж из ревности был против съёмок с Делоном. И Елена вернулась в Москву; её ждала активная работа в театре и кино.
«Лидер? Пожалуй, нет. Просто благодаря воспитанию моих родителей я всегда говорила и думала то, что считала нужным. Да, у меня есть характер. А какая нормальная актриса может быть без характера?»
«Женская собственность» - одна из первых ролей в кино партнёра по фильму, Константина Хабенского, которого Елена высоко оценила; «Пан или пропал», «Старушки в бегах». Характерные роли в театре: комедия «Плачу вперед!» по пьесе Надежды Птушкиной, комедия «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, «Опасные связи» по мотивам пьесы Леонида Филатова и романа Шадерло де Лакло. Женщины в возрасте, готовые к неординарным поступкам - вот новое амплуа артистки.
Елена Всеволодовна, с днём рождения! Новых блестящих ролей в театре и кино, гармонии во всём в наше непростое время, любви!
«Если бы у меня не было детей, я бы, наверное, очень переживала. Как будто упустила самое важное. Дети придают цельность жизни женщины. Да и мужчины тоже...»