Хорошо ли там, где нас нет?
В Германии, как и в России и многих других странах, за последние годы число пользователей служб доставок еды сильно возросло. Однако, несмотря на огромную прибыль платформ, предоставляющих такие услуги, в условиях работы курьеров и их зарплатах стремительного роста не наблюдается. Рассмотрим поближе положение курьеров в Германии.
На данный момент крупнейшим доставщиком в Германии является Lieferando, дочерняя компания нидерландской фирмы Just Eat Takeaway. Она стала практически монополистом на немецком рынке: за последние несколько лет Lieferando либо выдавила, либо поглотила несколько своих крупнейших конкурентов. Согласно опросу, проведённому в 20-21 годах, 79% опрошенных заказывали еду именно через эту платформу. По собственному заявлению, в прошлом году число курьеров в этой фирме удвоилось с 5 тысяч. человек до 10 тысяч, оборот также вырос с 80 млн евро до 161 млн.
Средняя зарплата курьера Lieferando составляет € 13.09 в час, в то время как минимальная заработная плата на данный момент составляет € 9.50, а в течение года планируется повышение до € 12.00. Таким образом, при сохранении нынешней зарплаты через полгода курьеры будут получать лишь на один евро в час больше немецкого МРОТа.
В Германии курьеров службы доставки представляет отделение более крупного профсоюза «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten, NGG). Любопытным исключением является Берлин, где у анархо-синдикалистской федерации профсоюзов «Союз Свободных Рабочих» (Freie Arbeiterinnen- und Arbeiter-Union, FAU) есть собственный профсоюз работников служб доставки — «Deliveryunion», который предпочитает гораздо более радикальные методы борьбы, чем товарищи из других городов.
Благодаря коллективным действиям рабочих были достигнуты некоторые успехи: в 2021 году Lieferando стал нанимать рабочих не на ограниченные, а на постоянные контракты, то есть рабочему больше не приходится бояться, что через 3-6 месяцев после найма ему укажут на дверь без видимой причины. (Это не влияет, однако, на пробный период, во время которого работодатель может в любой момент и по любой причине прекратить отношения с рабочим.) В том же году Государственный трудовой суд земли Гессен постановил, что рабочие имеют право на то, чтобы им предоставили велосипед и телефон для выполнения работы, а в противном случае — частичную компенсацию за ремонт велотранспорта, так как это необходимый для труда инструмент.
В крупных городах курьеры могут добровольно объединяться в Betriebsrat — рабочий совет — и таким образом коллективно обращаться к руководству, хотя «внутрифирменные» советы имеют весьма ограниченные возможности реально влиять на начальство и ограничиваются только местным отделением компании. Нередки обвинения со стороны курьеров в том, что компания предпринимает попытки препятствовать формированию таких профсоюзов. Также трудности в организации создаёт текучка: например, в городе Штутгарт из приблизительно 250 курьеров фирмы Lieferando каждый месяц меняются 20-30.
В других службах доставки тоже есть и трения, и прямые пренебрежения правами рабочих. Так, в октябре 2021 года компания Gorillas, обещающая клиентам «доставку продуктов за 10 минут или меньше», уволила более 300 бастующих курьеров, при этом официально не объявив причину увольнения. Компанию также многократно обвиняли в попытках воспрепятствовать формированию рабочего союза, что противоречит трудовому законодательству Германии.
Ещё одной частой жалобой курьеров Lieferando является приложение на телефоне работника, с помощью которого руководство компании наблюдает за каждым его действием. Эта система слежения передает компании информацию о работнике каждые 15-20 секунд. Эксперт по защите данных и трудовому праву Питер Ведде сообщает, что, согласно немецкому закону о защите личных данных, рабочие и их представители в профсоюзах должны быть чётко осведомлены, какие именно данные и с какой целью собирает о своих работниках компания и как она их обрабатывает. Но рабочие советы такой информации до сих пор не получили. Подобный сбор данных может быть использован против рабочих, например, для изменения деталей трудовых отношений, четко не зафиксированных в договоре. Из-за такой непрозрачности курьерам остаётся полагаться только на честное слово начальства, что этого оно делать не будет.
Многие требования профсоюзов так и остаются невыполненными. NGG продолжает бороться за такие условия, как:
- € 15 — минимальный оклад в час;
- выплата 13-й зарплаты раз в год;
- повышенный тариф ночью, в государственные праздники и по воскресеньям;
- шестинедельный отпуск;
- полная оплата последней поездки домой.
Таким образом мы видим, что, несмотря на некоторые различия, положения курьеров в России и в Германии по сути своей одинаковы: крупные корпорации, монополизируют рынок служб доставок и эксплуатируют тяжелый физический труд курьеров, пренебрегая их правами ради повышения прибыли.