Здравствуйте, поделитесь своим опытом - как учить ребенка с аутизмом концепции времени?
Давно это было, но как-то все же получилось научить дочь всему, кроме понимания часов. То есть часы она не понимает пока что. Пока что только "утро", "днем", "вечером", "ночь". Это самое "мелкое" из времени, что ей доступно.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 15 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
Когда-то давно я уже писала о нашем опыте с календарем и временем.
Сами понимаете, что повторение - мать учения - это для нормы, а для наших аутистов - талдычение - мать учения. Одно и то же, одно и то же пока не выдаст понимание.
Началось все с того, что учитель доносил на уроках из окружающего мира времена года, месяца, дни недели. Картинки, плакаты, смотреть в окно. "На улице зима. Лежит снег. Холодно". "На улице весна, зеленые листики, появляется травка" и так далее.
Понимание более менее пришло после 11 лет. Изначально слово "завтра" было словом-паразитом, которое означало "сейчас" и я сама виновата в том, что оно появилось. Иногда, чтоб отсрочить хотелки дочери я говорила ей "хорошо, давай завтра" и это слово прилипло к ней и стало означать "прям щас" ))
Изучить даты и дни недели получилось с помощью календаря с двигающимся квадратиком. Каждый день перемещали квадратик. И вскоре пришло у дочери понимание, что сегодня такой-то день и дата. И только потом пришло "вчера" и "завтра". С тех пор стало проще с ней договориться. Потому, что я могла ей сказать, что ее хотелку она получит такого-то числа. И все, она понимала когда это и криков не было.
Еще дни недели помогло изучить наличие у дочери ассоциативного ряда. Тогда мы ходили на разные занятия каждый будний день. И занятия и педагоги менялись. Например, понедельник - Марь Иванна, вторник - физкультура, среда - Марья Петровна, четверг - опять Марь Иванна и так далее. Ну и самое главное, что в субботу идем в Макдональдс ))) И все это я проговаривала вслух. То есть "сегодня понедельник, поэтому идем к Марь Иванне". И так вот закрепилось. А потом уже стало не важно, так как дни недели стали понятны.
А вот изучить именно часы пока что не получилось. То есть с учителем она уже несколько лет это изучает. По обучающим мультикам и игрушечным часам (чтоб наглядно было). То есть, если ей сказать на игрушечных часах выставить 9 часов, то она не сразу, но справится. Но вот посмотреть на часы и сказать, что уже 9 часов - это нет.
Поэтому говорить ей "Пойдем на улицу в 12 часов" смысла нет. "Пойдем на улицу днем" - это понятно уже. Так как раньше было "Завтра пойдем в Макдональдс" и она просыпалась в 5 утра и все - завтра наступило, так что "пойдем в макдоналдс" )))
С этого календарного года и календарь с квадратиком уже не нужен. Все и так ей понятно.
#навыки_при_аутизме #коррекция_аутизма