-Это ваши проблемы! -Артем Сергеевич услышал свою коронную фразу и оторопел.
Ничего себе! Сказать такое - ему!! И кто посмел?! Пацан. Втрое моложе его. Да он депутатский значок носил, когда этот нахал ещё под стол пешком ходил!
Ох, не к добру все эти перемены! Ох, не к добру...
Артем Сергеевич был жёстким руководителем. У него подчинённые по струночке ходили. Дышать боялись, когда на ковер вызывал. И никаких сантиментов он не разводил. И в демократию не играл.
-Это ваши проблемы! - вот его единственный ответ, если сотрудник, забывшись, вдруг мямлил какую-то просьбу.
И вот теперь Артем Сергеевич услышал эти слова, сказанные ему.
... Все изменилось в одночасье. По клеветническому письму Артема Сергеевича сняли с работы. А до этого было персональное дело. Исключили из партии. Ошибка. Чудовищная несправедливость!
Но он не собирался сдаваться. Он добился, чтобы его приняли в обкоме. Лично. Уверен был, что выложив все аргументы, добьется пересмотра своего дела. И что услышал? Что поиск правды, доказательство невиновости - это его проблема! Естественно. А чья же еще!
-Потому и пришел к вам. В надежде на помощь!- глядя в глаза хозяину кабинета произнес Артем Сергеевич.
-Самозащита, так сказать...- усмехнулся молодой функционер.- Вы 18 лет руководили большим коллективом. Почему же никто, ни один человек не выступил в вашу защиту?! Не вы должны обивать пороги, Артем Сергеевич! Смиритесь. Ваше время ушло. Справедливо - несправедливо поступили с вами... Какая разница!
Вы достигли пенсионного возраста - вот и отдыхайте. Оставьте вы эту правду! Не добьетесь ничего. Много вы сами людям помогали?! Вот-вот... Сигнальчики на ваш крутой нрав как раз и у нас имеются!
Артем Сергеевич возвращался домой на рейсовом автобусе. Сюда с оказией доехал на "Волге". Своей машины у него нет. А зачем? Персональный автомобиль - все равно, что твой. Даже лучше. С водителем и уходом за государственный счет.
Теперь мог бы и купить машину. Деньги у Артема Сергеевича есть. Семья живет обеспеченно. Так на права пересдавать надо! Не действующие его права. Никаких прав у него теперь нет... Был хозяином жизни. А теперь пенсионер. Рядовой.
Артем Сергеевич тяжело вздохнул. Щемило под левой грудиной. Достал из внутреннего кармана пиджака валидол, положил под язык. Жена позаботилась... Единственный верный ему человек! Единственный...
А почему так? Ведь были же у него друзья! Охота, рыбалка... Большими компаниями собирались! Но никого не оказалось рядом, когда его обложили со всех сторон. Один остался, как в пустыне. Был Артем Сергеевич - и нет его... Так, солидного облика мужчина с пенсионским удостоверением.
Артем Сергеевич взялся писать книгу. Не мемуары. Художественную. Историческую. Давно вынашивал планы. Да все времечко не выкраивалось. Теперь его - завались! Составил себе план. И как на работу уходил в свой кабинет. Писал до обеда. Потом жена кормила его. Он отдыхал. Иногда удавалось вздремнуть. Потом они гуляли с женой, обходя дачный поселок по окружности. И часа два он снова работал.
Читал новые главы жене. Супруга делала толковые замечания. Она любила литературу и хорошо разбиралась в ней. Герои у Артема Сергеевича выходили выходили живые, настоящие. И он даже порой сравнивал себя с ними. И задумывался: а какой он сам? И правильно ли прожил свою жизнь?
Любой ценой добивался высоких показателей. Вывел производство в передовые. Но думал ли он когда-нибудь о людях без привязки их к плановым цифрам? Чем они жили? Не все ведь были одержимы, как он, работой.
Нет, ничто постороннее его не интересовало. И сами люди были только нужны как исполнители. Производственных задач, его воли, как руководителя.
Артем Сергеевич написал книгу за три года, работая изо дня в день. Еще год ушел на издательские дела. Книга вышла в солидном твердом переплете, хорошим тиражом.
В стране шла перестройка, новые веяния коснулись всех отраслей. Книга была замечена и оценена по достоинству. Артем Сергеевич пожинал заслуженные писательские лавры.
Но работа над историческим произведением запустила и в нем какой-то механизм. Он внутренне перелопатил, перебрал все годы своей жизни. Человек Артем Сергеевич не нравился автору Артему Сергеевичу. Писатель разобрал своего "героя" по косточкам и ужаснулся. Не прав, как часто он был не прав! И эта фразочка его "Это ваши проблемы!"... Сволочь.
Артем Сергеевич взялся было писать другую книгу. Но она не шла так споро, как первая. Ему бы свою жизнь переписать! Но никому еще не удавалось. Живем не в черновике. Набело. Каждый день - набело. Жаль, что понимание этого приходит поздно. Порою слишком поздно...
Болезнь Артема Сергеевича развивалась стремительно. Может, сидела и дремала долго... Но сгорел он быстро.
Его помнят по книге. Потому что хорошая. Правда, из бывших коллег мало кто прочитал. Не захотели.