Один из слушателей перевел отрывок моей работы: "Social Fröhlich condensation: Preserving societal order through sufficiently intensive information pumping." https://arxiv.org/abs/2201.07966
Cоциальная температура информационного резервуара должна быть достаточно высокой. Конденсация Фрелиха невозможна в холодной общественной ванне. Это явление возможно только в информационном резервуаре, наполненном горячими новостями, комментариями, постами, смс и разговорами. Для общественной стабильности такая горячая информация имеет решающее значение. В этом и заключается особая черта этого явления: порядок и стабильность не через социальное охлаждение, а через социальный нагрев: больше шокирующих новостей и информации — выше степень стабильности. Сохранение стабильности и порядка в высокоинформационном энергетическом обществе. Социальная реализация феномена конденсации Фрелиха дает математическую модель сохранения порядка в информационно открытом обществе, таком как демократические государства Европы, США, Канады и Австралии. В отличие от диктаторских государств, таких как Северная Корея, Китай, Россия, Иран, для открытых обществ характерно отсутствие цензуры и ограничений на распространение информации. Информационный резервуар приводят к концентрации социальной энергии на низшей моде активной энергии. Это осуществляется путем перераспределения социальной энергии между энергетическими уровнями социальными атомами. Информационный резервуар также поглощает часть энергии. Но основная часть энергии запасается на низшей нетривиальной моде. Таким образом, открытое общество совместно решает две задачи: а) мирное уничтожение пассионарной части населения; б) устойчивое функционирование в энергетическом режиме. У населения полно социальной энергии, которой достаточно для активной экономической и общественной жизни. В то же время высокоэнергетические состояния не являются притягательными и социальные атомы с высокой вероятностью совершает переход из высокой энергии в низкую (в общем случае по цепочке переходов через промежуточные состояния, т.е. постепенная деградация индивида). Несмотря на отсутствие цензуры и достаточно мягкие действия государственного репрессивного аппарата, общество избегает массовых протестов и революций, в том числе цветных и не опасны для стабильности демократических режимов. Репрессивный аппарат является основной частью государственной машины даже в открытых обществах. А часть социальных атомов в высокоэнергетических состояниях контролируется и часто изолируется, так сказать, неестественным образом, т.е. без процесса конденсации Фрелиха. Наркотики также играют важную роль в борьбе с такими высокоэнергичными личностями. Однако в любом случае это лишь малая часть населения. Социальная термодинамика делает основную работу автоматически. Хотя устойчивость общества и деятельно-творческая устойчивость можно считать его сильной стороной, полное устранение пассионарных модусов делает общество серо-гомогенным. Это хороший повод, чтобы процитировать «Скрипку» Льюиса (1994): «Вы должны использовать слово «демократия» исключительно как заклинание чисто из-за его продажности. Это слово они почитают. И, конечно же, это связано с политическим идеалом равного обращения с мужчинами. Затем вы тайно совершаете в их сознании переход от этого политического идеала к фактической вере в то, что все люди равны. Особенно человек, на которого ты работаешь. В результате вы можете использовать слово «демократия», чтобы санкционировать в его мыслях самые унизительные (а также наименее приятные) человеческие чувства. Вы можете заставить его практиковать, не только без стыда, но и с позитивным жаром самоодобрения, поведение, которое, если бы его не защитили волшебным словом, вызвало бы всеобщее осмеяние. Чувство, которое я имею в виду, это то, что побуждает человека говорить, что я так же хорош, как и ты. Первое и наиболее очевидное преимущество состоит в том, что таким образом вы побуждаете его поставить во главу своей жизни добрую, твердую, звучную ложь. Я не имею в виду только то, что его утверждение на самом деле ложно, что он не больше равен каждому встречному в доброте, честности и здравом смысле, чем в росте или обхвате талии. Я имею в виду, что он сам в это не верит. Никто из тех, кто говорит, что я так же хорош, как ты, не верит в это. Если бы это было так, то он бы этого не сказал. Сенбернар никогда не говорит этого игрушечной собачке, ученый — тупице, рабочий — бездельнику, а хорошенькая женщина — простофиле. Претензии на равенство вне строго политического поля предъявляют только те, кто чувствует себя в чем-то низшим. То, что он выражает, — это именно зудящее, жгучее, корчащееся осознание неполноценности, которую пациент отказывается принять». Конденсат Фрелиха – это потеря человеком индивидуальности, а также утрата способности к детальному анализу информации на основе правил классической булевой логики. Последнее является следствием информационной перегрузки, порождаемой внешним информационным обеспечением. Для создания стабильного социального конденсата Фрелиха эта подача должна быть очень интенсивной - выше некоторого порога, зависящего от параметров модели.