Найти в Дзене
ВОЙНА & МИРЪ

Где русские самые русские (часть 3, окончание).

6. Южная Русь, анты. окончание, начало здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5e78efb0def832242c9c03e7/gde-russkie-samye-russkie-chast-1-62b492a83d52131703f0545c Анты – славяноязычные племена приднепровских и причерноморских степей 3-7 веков н.э. В эти союзы временно могли входить гунны, авары, готы, хазары, булгары, равно как и сами анты. Самоназвание антов неизвестно (так их назвали греки), но они входили в разбойничьи шайки прочих обитателей степей при совместных набегах на греко-римские владения. Уж не отсюда ли пошла Черноморская Русь, совершенно неизвестная автору ПВЛ? Возможно, именно славяне-анты послужили основой при формировании в 8-9 веках н.э. начальной народности руссов-россов, о которой упоминается в арабских источниках 11-12 веков и у византийцев. Именно эти русы-росы штурмовали в 865 году Константинополь - событие, о котором рассказывается в «Посланиях Фотия» - константинопольского патриарха тех лет – первое письменное упоминание о народе русов. По ПВЛ получается, что ру
Оглавление

6. Южная Русь, анты.

окончание, начало здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5e78efb0def832242c9c03e7/gde-russkie-samye-russkie-chast-1-62b492a83d52131703f0545c

Анты – славяноязычные племена приднепровских и причерноморских степей 3-7 веков н.э. В эти союзы временно могли входить гунны, авары, готы, хазары, булгары, равно как и сами анты. Самоназвание антов неизвестно (так их назвали греки), но они входили в разбойничьи шайки прочих обитателей степей при совместных набегах на греко-римские владения. Уж не отсюда ли пошла Черноморская Русь, совершенно неизвестная автору ПВЛ? Возможно, именно славяне-анты послужили основой при формировании в 8-9 веках н.э. начальной народности руссов-россов, о которой упоминается в арабских источниках 11-12 веков и у византийцев.

Именно эти русы-росы штурмовали в 865 году Константинополь - событие, о котором рассказывается в «Посланиях Фотия» - константинопольского патриарха тех лет – первое письменное упоминание о народе русов. По ПВЛ получается, что русы в 865 году напали на Царь-град под водительством варяжских атаманов из Киева Аскольда и Дира – как бы «полевых командиров» Рюрика (Фотий имен вражеских вождей не приводит). Но сам Рюрик по легенде появился на новгородчине в 862 году, в Киеве никогда не был, а держал дружину на севере в Ладоге. Эту часть ПВЛ надо понимать так, что, получив власть от местных, варяг Рюрик тут же отправляет часть своих сил с экспедицией на юг по Днепру с задачей овладеть Киевом. Ладно, это еще можно как-то понять и допустить (хотя, откуда у пришлого варяга столько сил?). Но Фотий говорить о реально бесчисленной флотилии (порядка тысячи) судов с десантом, прибывших морем и захвативших окрестности Константинополя. Если это была только часть сил Рюрика, то какова же была вся армия?! Просто нереалистично, учитывая, что с Балтики на Новгородчину прибыло по призыву местного народного собрания едва ли более 3-5 тысяч легионеров-варягов.

Напавшие на Константинополь суда были не простые, а так называемые «моноксилы» - гигантские долбленые деревья (лодочки-долбленочки), куда помещалось до 40 бойцов с припасами и вооружением. Как эта армада (не говоря уже, откуда взялись деревья-гиганты) могла спуститься по Днепру (а пороги?), и пройти не очень тихим Черным морем? Откуда вдруг взялись опытные корабельные мастера и лоцманы для хождения по морям, откуда штурманы и команды матросов? Это сверхзагадка!

Попробуем разгадать. То были никакие не варяги с Балтики (совершенно не знакомые с условиями плавания по Черному морю), а те самые причерноморские славяне-русы, бывшие анты, наводящие ужас своими набегами на многие прибрежные территории, в том числе и на Каспии в 8-9 веках – на что есть четкие задокументированные свидетельства арабов. Южная Русь (еще никак даже не Киевская) существовала задолго до появления Рюрика на Новгородчине, или, строго говоря, задолго до появления даже самой легенды о Рюрике. Насельники страны, которую территориально можно очертить от Киева и до Черного моря по меридиану и от Карпат до большой излучины Днепра по широте, называли себя русами-росами и под этим именем их в 7-9 веках знали соседи, обладающие письменностью, – византийцы и арабы. На севере Русской равнины, на Новгородчине, по крайней мере до конца 9 века ни о каких русах не слыхивали, а жили там словене, кривичи, чудь, меря, весь, мурома, мещера, а чуть юго-восточней – вятичи.

7. Вещий Олег.

По Повести Временных Лет Олег (который Вещий) бы то ли ближайшим родственником Рюрика, то ли его лучшим воеводой. Олег, вроде как по заданию своего конунга Рюрика, в 882 году (Рюрик по ПВЛ умер в 879 году) отправляется по Днепру в Киев. Там он по одной версии сам разбирается с местным вождем Аскольдом (сдается, что Аскольд-Осколод и Дир-Дирос – никакие не варяги, а местные предводители славян антов-русов, «держащие» путь по Днепру из варяг в греки). По другому варианту ПВЛ с киевскими разбирается 18-летний сын Рюрика Игорь. Но князем в покоренном Киеве безотносительно наличия Игоря назначает сам себя именно Олег.

О существовании Олега – кроме песен Бояна – мы имеем письменные свидетельства в виде договора Олега с Константинополем, в котором он позиционирует себя и сопровождающих дружинников (есть перечисление их имен) как: «...мы, от рода русскаго...». Договор это был составлен в 911 году. То есть, за 911-882=29 лет, минувших с вокняжения Олега в Киеве (а где же при этом Игорь - наследник Рюрика?), Олег считает себя совместно со всей дружиной русским.

Еще раз подчеркнем: если в 882 году Олег прибывает в Киев во главе войска из словен, кривичей, чуди, варягов, веси и мери (но никак не русов!), то через 29 лет это воинство считает себя русами – все это содружество (может, и не совсем добровольное) принимает местное самоназвание «русы». Видимо, чтобы не выделять себя среди среднеднепровских аборигенов, чтобы быть своими в ранее чужой местности, среди ранее чужих людей, но говорящих на сходном языке и, главное, поклоняющихся тем же богам!

Русью северные славянские земли кривичей, словен и вятичей становятся не сразу, этноним «Русь, русские» приживается здесь очень медленно. Лишь почти через полтора столетия (!) в 1016 году Ярослав Мудрый в своем своде законов «Русская правда» уравнивает в имущественных и гражданских правах русского и словенца-кривича. Так что подлинная Русь и изначальные русичи обитали в Поднепровье-Причерноморье, и только после вокняжения на киевском престоле новгородского варяга Олега, силой захватившего власть в Киеве в 882 году, этноним «Русь» начинает свое многовековое шествие по всей будущей большой Руси.

Князь Игорь (считается сыном Рюрика) и жена его Ольга уже после смерти Олега в середине 10 века подчиняют власти Киева соседних древлян и дреговичей с радимичами и те тоже становятся Русью, затем наступает черед вятичей. Позднее всего русь проникла в северные земли словен, пограничные с чудью и весью, а также к вятичам с рязанцами. Впрочем, как и христианство. Так, на Вологодчине язычество сопротивлялось кресту вплоть до монгольского нашествия.

Где-то на этой дороге «русизации» киевским князьям-рюриковичам подвернулись и берега реки Москва, где в 1148 году Юрием Долгоруким (сын Владимира Мономаха) был основан некий одноименный городок. Князь был русский, в смысле, из русов, считался русом, а, стало быть, и все окрестные московские смерды тоже стали русскими, несмотря на голядское происхождение (голядь – полулегендарное небольшое племя, скорее всего того же славянского корня, что и вятичи).

8. О языках.

Наблюдается и языковая дифференциация различных уголков Киевской Руси. На поверхности, вроде как, естественны и неизбежны особые диалекты окраин большой языковой общности, но не все так просто. Начальный общий для всех протославян и протоариев праиндоевропейский язык (тот язык, с которым протоарии вошли в Европу 6-7 тысяч лет назад) начал дробиться вместе с разделением (обособлением) отдельных групп племен единого изначально рода. Так, праславянский язык становится одним из диалектов индоевропейского в начале II-го тыс. до н.э. – как это принято считать большинством специалистов. Еще через пятьсот-тысячу лет этот единый праславянский язык начинает дробиться на отдельные фрагменты, соответственно, как правило, дивергенции археологических культур (Мержановицкая, Тштинецкая, Поздняковская и т.д.).

Где-то с 7-го века н.э. начинает обособляться древнерусский язык – как наследие единого некогда общеславянского. Причем, опять же, древнерусский язык уже тогда заметно различался в меридиональном направлении, или, попросту, с юга на север - от Киева к Новгородчине. Древнерусский язык восточных славян существовал примерно с 7 по 15 века. Далее из него произрастают ветви русского, белорусского, украинского.

Но не следует путать древнерусский язык со старославянским (он же церковнославянский) – литературным языком, созданным теми самыми Кириллом и Мефодием на основе одного из диалектов балканских славян 9 века. Впрочем, церковнославянский оказал огромное воздействие на развитие русского языка (помните: паки-паки, вельми понеже, аз есмь царь...). В 14-17 веках развивается старорусский язык как уже непосредственный предшественник современного русского.

Приведем обобщающую цитату из Википедии: «Современный русский язык – это результат дивергентных процессов двух древних ареалов древнерусского языка: северо-западного (новгород-псковского) и северо-восточного (ростово-суздальского и части южного акающего, включая рязанские говоры). От автора: последнее – это уже Москва-матушка. От себя еще добавим, что современный украинский язык состоит в более близком родстве с польским, чем с русским. Вот так-то!

Мы – разные во всем: и в истории происхождения, и в культуре, и в менталитете, и в языке... И еще одна не очень приятная для русского вещь: собравшись вместе, вполне смогут понять друг друга поляк, чех, словак, серб, болгарин, хорват, украинец, босниец, но никак не русский! Современный русский язык заметно отличается от прочих славянских, которые идут как бы одной группой. И от этого никуда не деться. Русский язык – отдельная от прочих славянских языков вещь в себе, хотя он и имеет с ними древние общие корни.

9. Выводы.

Самые русские из самых русских живут на самом деле, не подозревая об этом, в окрестностях Киева. Вот такой парадокс! Русы-росы, «роусьские» – это самоназвание даже не всего племени, а верхушки славянского племени полян Поднепровья, его князей, вождей и дружинников. При вокняжении в Киеве северной династии рюриковичей (может быть, что олеговичей) её представители, как бы дополнительно подчеркивая свою легитимизацию, сразу, с конца 9 века называют себя и ближайшее окружение русами («мы, от рода русскаго...»). В дальнейшем за несколько веков это обозначение верхушки днепровских славян распространилось на все подконтрольные киевским князьям территории. Появляется глобальное понятие «Русь», сохранившееся до сих пор, но при этом удивительным образом мигрировавшее с исторической прародины и утвердившееся далеко за ее пределами.

После избавления от азиатско-ордынской зависимости русские княжества соседи уже не называли Русью: были отдельные независимые земли-владения князей тверских, владимиро-суздальских, московских и т.д. Были и республики Новгород со Псковом, но единой Руси уже не существовало. Благодаря ряду причин поднялась именно Москва и уже по этому названию и саму страну, и ее жителей соседи ближние и дальние называли Московия и московиты. И так почти до Петра. Но в умах, в душах и в памяти народа сохранилось понимание, что они – русские и их родина – Русь (хотя бы и Московская).

Для справки: само же слово «Россия» впервые было применено в церковных византийских документах еще 10-го века для обозначения страны народа русов-росов. На самой Руси это название прижилось не сразу, а только в течение 15-16 веков и также через церковные греческие документы; официально страна стала называться «Российское государство» только с 1547 года.