В этот день 64 года назад произошло одно из самых трагических и одновременно героических событий в истории отечественной гражданской авиации. При выполнении регулярно пассажирского рейса погиб самолет Ту-104. Однако, гибель экипажа и пассажиров помогли впоследствии спасти множество других жизней.
Вспомним события этого дня - 17 октября 1958 года.
Начало реактивной эры гражданской авиации
Реактивные двигатели революционно изменили мировую гражданскую авиацию в 1950-х гг. Рождение новой эпохи открыло новые горизонты для воздушного транспорта. Авиалайнеры стали летать намного выше, дальше, быстрее. Но грандиозный шаг в неизведанное не мог обойтись без жертв. и множества катастроф.
Полеты на высотах около 10 километров и скоростях, близких к скорости звука, стали настоящим вызовом для человечества. Физика таких явлений еще не было хорошо изучена и расследование авиакатастроф было делом очень трудным. Иногда экспертам в этом нелёгком деле помогали сами пилоты погибших авиалайнеров. Далее рассказ про один из таких случаев в истории Аэрофлота СССР.
Реактивный авиалайнер Ту-104
В 1956 году в Советском Союзе началась эксплуатация первого отечественного реактивного пассажирского авиалайнера Ту-104. Однако, уже к 1958 году при загадочных обстоятельствах было потеряно несколько машин, самолёты без видимых на то причин просто упали с эшелона.
Нужно отметить, что в 1950-х годах авиалайнеры ещё не оснащались так называемыми "чёрными ящиками". Поэтому, установить истинную причину авиакатастрофы было довольно трудно.
"Чёрный ящик" — на самом деле этот прибор имеет оранжевый цвет, и на языке профессионалов называется «бортовой самописец». На самолёт устанавливается два таких прибора, первый записывает голоса и звуковой фон в кабине экипажа, второй фиксирует параметры работы систем и агрегатов лайнера во время полёта. Аппаратура защищена от внешнего воздействия бронированным, несгораемым, многослойным корпусом.
Подвиг пилота Кузнецова
Причину загадочных катастроф удалось установить осенним днём 17 октября 1958 года, когда возвращавшийся из Пекина в Москву Ту-104 под командованием лётчика первого класса Гарольда Дмитриевича Кузнецова внезапно потерял управление. Машину буквально швырнуло вверх, а потом самолёт вошёл в «плоский штопор».
Примечание. Плоский штопор — неконтролируемое спиралевидное снижение, как правило, с поперечным и продольным креном, сопровождается прогрессирующим увеличением вертикальной скорости при нулевых показателях воздушной скорости, вследствие чего крыло теряет подъёмную силу, а рули высоты и направления малоэффективны. К тому же испытывая «воздушное голодание» турбореактивные двигатели теряют тягу. Если срыв в режим происходит на большой высоте, вертикальная скорость может превысить критический показатель, вследствие чего планер не выдержит возросших перегрузок и начнёт разрушаться в воздухе.
Плоский штопор очень опасен для всех летательных аппаратов, а для тяжёлых гражданских лайнеров практически фатален.
Командир Кузнецов, являясь опытным пилотом, до конца боролся за живучесть машины. Однако, вернуть контроль над взбесившимся лайнером не удавалось. Вскоре Кузнецов понял, избежать катастрофы не удастся, через несколько минут все они неминуемо погибнут.
Перед лицом смерти, из кабины падающего самолёта, спокойным ровным голосом Кузнецов передаёт в эфир параметры полёта, показания приборов, рассказывает, как ведёт себя самолёт.
Для авиаконструкторов это просто бесценная информация, с её помощью вскоре удалось установить, что причиной крушений явилась совокупность двух факторов:
- Во-первых, самолёты попадали в мощный восходящий поток, так называемый подхват. Вследствие чего имело место потеря управляемости с последующим срывом в плоский штопор.
- Во-вторых, выйти из него не получалось вследствие недостаточного угла отклонение руля высоты, что значительно ограничивала пилотажные возможности.
Данная конструктивная недоработка была оперативно устранена и больше ни один попавший в подхват Ту-104 не был потерян. Были доработаны стабилизаторы и рули высоты, изменены правила центровки, а также снижена максимальная высота полета.
К сожалению, выяснить причину катастрофы удалось лишь ценой жизни 71 пассажира и 9 членов экипажа, находившихся на борту Ту-104. Самолёт упал в Вурнарском районе Чувашии. Выживших в той катастрофе не было...
Вспомним имена всех членов экипажа погибшего Ту-104:
- Кузнецов Гарольд Дмитриевич - КВС-инструктор
- Артемов Антон Филимонович - КВС
- Рогозин Игорь Александрович - второй пилот
- Мумриенко Евгений Андреевич - штурман
- Веселов Иван Владимирович - бортмеханик
- Федоров Александр Сергеевич - бортрадист
- Смоленская Майя Филипповна - бортпроводник-переводчик
- Горюшина Татьяна Борисовна - бортпроводник
- Маклакова Альбина - бортпроводник
#самолеты #авиация #гражданскаяавиация #ссср #интересныефакты