Найти тему
NOIR

Артиллерийская дуэль на Балтике: Как самый совершенный военный корабль Российской империи бился с немцами в Первой и Второй мировых войнах

Ранним утром 16 августа 1915 года, во время дозора, миноносец «Новик» наткнулся у входа в Ирбинский пролив на крупное скопление кораблей немецкого флота. Немцы пытались прорваться в Рижский залив, чтобы уничтожить линкор «Слава», дивизион эсминцев, а также канонерские лодки и тральщики. Командир «Новика» Михаил Беренс, разглядев вражеские миноносцы, приказал открыть огонь.

Командир «Новика» Михаил Беренс
Командир «Новика» Михаил Беренс
«Наша стрельба, в свою очередь, была безукоризненной. Третьим залпом мы накрыли первый миноносец и сбили ему трубу, на его полубаке возник пожар, он весь опутался клубами пара и дыма, и на корме у него было видно яркое пламя. Стрельба его сразу ослабела и потеряла меткость, но он все еще стрелял. Неожиданно другой вражеский миноносец прошел между «Новиком» и подбитым кораблем и прикрыл боевого товарища завесой густого белого газа, поднимающегося с его кормы. Тогда командир Беренс приказал перевести огонь на новую цель».
Из воспоминаний Гарольда Графа

Второй корабль противника также получил несколько попаданий и загорелся. Когда из-за завесы вновь показался первый эсминец, «Новик» снова открыл по нему огонь. Через 2 минуты тот начал отходить к берегу, прикрываемый вторым кораблем. Бой длился всего 17 минут, «Новик» успел выпустить 23 снаряда, 11 из которых попали в цель. Немецкий эсминец «Фау-99», получив серьезные повреждения, еще и подорвался на двух минах. Экипаж принял решение посадить корабль на мель у берега и взорвать его. Другому эсминцу, «Фау-100», повезло чуть больше: он успел укрыться дымовой завесой и уйти. Результат боя для «Новика» просто блестящий: противник, имея в сумме 6 орудий против 4-х наших, потерпел сокрушительное поражение. У «Новика» же не было серьезных повреждений, только два матроса получили легкие осколочные ранения от взорвавшихся снарядов.

Эскадреный миноносец «Новик»
Эскадреный миноносец «Новик»

В 1916 году на Балтике действовало уже 13 эсминцев типа «Новик», одной из операций был набег на германский конвой в Норчепинской бухте у берегов Швеции, северо-западнее острова Готланд. Немцы экспортировали из Швеции несколько миллионов тонн руды ежегодно, суда курсировали постоянно, разведке удалось установить время и район перемещения конвоя.
Когда германские суда появились в поле зрения русских кораблей, наши тут же открыли огонь. Первыми же залпами эскадренные миноносцы «Новик» и «Победитель» сразу же накрыли два вражеских корабля, один из них вскоре начал тонуть. В то же время другой миноносец «Гром» атаковал замыкающий корабль, и после нескольких точных попаданий на борту его возник пожар. В этот момент от каравана отделились какие-то силуэты, которые, прикрываясь дымовой завесой, пошли на сближение с российскими кораблями. Это были вооруженные траулеры, весь огонь тут же сосредоточился на них, и вскоре они повернули обратно. Большинство германских кораблей попытались уйти в территориальные воды Швеции, другие – на юг. И только одно судно не двигалось. «Новик» выпустил по нему две торпеды. Торпеды цели достигли, но не взорвались. Тогда командующий приказал выпустить торпеду «Грому». Третье попадание в корму было успешным, и корабль стал медленно тонуть. Это был крейсер «Герман» водоизмещением 2000 тонн, вооруженный четырьмя 105-милиметровыми пушками. Кругом на разбитых шлюпках и обломков плавало несколько десятков человек. Гарольд Граф вспоминал, что спасти удалось только девятерых.

 крейсер «Герман»
крейсер «Герман»

После этой операции русского отряда Германия прекратила сообщение со Швецией аж на неделю. Немецкое военное командование для охраны своих судов было вынуждено выделять дополнительные силы, но это была последняя громкая победа «Новика» в составе императорского флота и под своим именем. В следующем, 1917 году, он участвовал в обороне Моонзундского архипелага и даже был флагманским кораблем минной дивизии.
Но в последнем крупном сражении Первой мировой на Балтике победу, хоть и ценой больших потерь, одержала Германия. Октябрь 1917-го эскадренный миноносец встретил в Петрограде, где встал на ремонт. Вскоре «Новик» был передан петроградскому порту на хранение.
В следующий раз легендарный эсминец выйдет в море только 8 лет спустя и уже под другим именем. Дело в том, что в царской России корабли называли в честь великих полководцев, легендарных сражений и даже членов императорской семьи. Существовала целая система, согласно которой имена кораблей, прославивших себя за годы службы, после гибели передавали новым кораблям, но Революция внесла свои коррективы. И когда в 1926 году новое правительство вспомнило про «Новик», ему дали имя революционного деятеля, который ну никак не связан с флотом – «Яков Свердлов».
Тогда же было принято решение о переделке эсминца в штабной корабль дивизиона, но в мирное время задач у эсминца было немного, и он стал учебным кораблем. Все изменилось с началом Великой Отечественной Войны.

Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны, 1941 год.
Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны, 1941 год.

В августе 1941 года в Крондштадт началась спешная эвакуация основных силы Балтфлота, защитников Таллинна и мирных жителей, более известная как «Таллинский переход». Во главе эскадры шел флагман Советского флота крейсер «Киров» На левом траверзе флагманского крейсера шел эсминец «Яков Свердлов». 28 августа в 20:47 мощнейший взрыв переломил пополам некогда лучший эсминец мира, и он затонул в нескольких милях от эстонского острова Мохни.
Командир «Новика» Александр Спиридонов принял решение прикрыть «Киров» от вражеской атаки. Сигнальщик заметил нечто похожее на перископ подводной лодки, а чуть позже – предположительно след торпеды. В момент маневра раздался взрыв. Вот как Спиридонов описывает эти события:

«Сзади мостика «Якова Свердлова» поднялся огромный столб пламени, пара и дыма. Все стоящие там были сбиты с ног, часть вылетела за борт. Оглянувшись на корму, я увидел, что она оторвалась от носа. Взрыв пришелся в районе первого торпедного аппарата».

Эсминец ушел под воду менее чем за 5 минут. Погибло 114 человек, еще 116 удалось спастись». В рапорте командир сообщил, что корабль был потоплен вражеской торпедой.

Александр Спиридонов, командир миноносца «Яков Свердлов»
Александр Спиридонов, командир миноносца «Яков Свердлов»

Но в 2018 году российская подводная экспедиция обнаружила недалеко от мыса Юминда, к востоку от Таллинна, на глубине 75 метров обломки эскадренного миноносца «Яков Свердлов»: там были и носовая, и кормовая часть с орудиями и надстройкой. После изучения документов специалисты пришли к выводу, что обломки лежат прямо на восточной границе немецко-финского минного заграждения, а это значит, что он не мог быть атакован подводной лодкой, ведь субмарины не действуют на своих же минных полях. Кроме того, документы и финских, и немецких архивов говорят, что во время Таллиннского перехода в этом районе не было ни одной подводной лодки. Основываясь на этом, эксперты пришли к выводу, что «Яков Свердлов» не был потоплен торпедой – он подорвался на морской мине.

Источник: Militera