Итак, вы решили связать свою жизнь со сценаристикой мультфильмов. Три главных вопроса, которые встают перед вами в начале пути.
Вопрос 1. Где учат на сценаристов мультфильмов?
Я знаю всего 2,5 места.
Первое место - курсы в Animation School. Преподают люди из индустрии, есть возможно сразу практиковаться на кошках… т.е. на действующих анимационных сериалах и с учебной скамьи попасть на рабочее место.
Второе место - профильные курсы Миши Сафронова. Я их проходила и они изменили мою жизнь на ДО и ПОСЛЕ. После курсов Миши я стала писать больше и, несомненно, лучше. Мои искренние рекомендации - если увидите, что Миша набирает группу - идите!
Третье место - Союзмультфильм иногда на своей базе проводит обучающие курсы. Например, последний раз они набирали сценарный курс в конце 2021 года. Совсем недавно выпустили сценаристов, часть выпускников была сразу пристроена на проекты студии.
А так на данный момент самая рабочая схема - получить сценарное образование в любом профильном заведении и затачивать себя под анимацию короткими курсами, мастер-классами и книгами.
Вопрос 2. А что, сценарии мультфильмов пишутся как-то по-особенному?
Да, хотя на первый взгляд этого не скажешь. Драматическая основа у анимационного сценария общая со всеми остальными жанрами, но в остальном это отдельная вселенная. Прежде всего работа с анимационной историей - это работа с ограничениями.
- ограничения по персонажам - изначально вам дается ансамбль персонажей и вводить новых нельзя. В первую очередь, каждый новый персонаж - это трата времени и денег на его производство, а бюджет не резиновый.
- ограничения по локациям - есть готовые локации и делать новые значит нести дополнительные расходы.
- ограничение по времени - важно попадать в пресловутые 1 страница - 1 минута экранного времени, т.к. впрок анимацию никто не делает, это слишком дорого.
- ограничения по спецэффектам - очень часто студии не могут позволить себе серии, где много сложных симуляций (вода, огонь, сыпучий песок, отражения и т.д.), поэтому истории, где задействованы эти образы отпадают сразу (или им ищут замену).
- ограничения по темам - в основном сейчас делают сериалы на 0+ и 6+, что диктует список тем и Tone of Voice.
- возрастные ограничения - вы удивитесь, когда увидите, сколько всего нельзя показывать, говорить и делать в сценарии для дошкольников (а сейчас подавляющее количество сериалов как раз для этой ЦА).
- физические ограничения - сценарист должен учитывать анатомию персонажей. Иногда в силу своего дизайна персонаж не может хвататься за голову, ползать на четвереньках. Это надо учитывать в прописании мизансцен и гегов.
При этом сценарист анимационного кино должен:
- в совершенстве владеть жанром пантомимы - и для «немых» мультфильмов, и для грамотной работы с мизансценами в сценарии.
- быть немного режиссером, чтобы выстраивать сцены у себя в голове.
- чувствовать "мультяшность" - в анимации мы все-равно можем позволить себе больше, чем в съемочных жанрах.
- обладать стрессоустойчивостью - этот пункт важен для любого сценариста, но в анимации особенно.
- иметь хорошее чувство юмора - комедия остается самым распространенным жанром, а хорошие геги востребованы во всех проектах.
Вопрос 3. Как найти работу сценаристу мультфильмов?
Первый способ - пойти на те курсы, которые я уже упоминала. Пожалуй, это один из самых быстрых маршрутов. В анимации очень не хватает толковых сценаристов и, если вы хорошо проявите себя на учебе, вас с руками оторвут.
Второй способ - ходить на все профильные лекции и мастер-классы, ездить на анимационные фестивали и знакомиться там с людьми из индустрии напрямую.
___________________________________________________________________________________
Это частично мой путь. На одном из мастер-классов я познакомилась с режиссером Андреем Соколовым, написала ему несколько синопсисов для сериала «Планета Ай», а потом он познакомил меня с креативным продюсером «Паровоза» Евгением Головиным. В итоге в «Паровозе» я написала свой первый сценарий для сериала «Четверо в кубе», с которого все и началось.
___________________________________________________________________________________
Третий способ - писать на студии напрямую. Соблюдать этику, быть вежливым и адекватным, сразу предложить заявки на те сериалы, которые студия снимает. Это всем экономит время и показывает вас с выгодной стороны.
…и бонусный вопрос - что меня там ждет?
Работа с сжатыми сроками, много комментариев от редакторов и постоянное переписывание вашего сценария. Важно это выдерживать - иначе на анимационном конвейере не удержишься. На сериал не идут за самовыражением и, к сожалению, не за деньгами. Это огромный труд фанатиков своего дела - тех, кто любит анимацию всей душой.
Хотите знать еще больше про анимационную индустрию и особенности мультяшного сторителлинга? Тогда приглашаю вас в свой ТГ канал @pronatalit