оглавление канала
Я даже забыла, что у нас состоялась стычка с Вальдисом. Я и про самого Вальдиса забыла. Спохватилась только, когда шагала по дорожке на выход. Покрутила головой. «Волги» нигде видно не было. Ну, вот и славно. У выхода из больничного парка, меня окликнул знакомый голос. Вот, черт! Я даже забыла, что собиралась ехать с Сашкой на экскурсию. Он подошел ко мне и участливо спросил:
- Что-то случилось?
Я кивнула головой.
- Флора в реанимации. Передачу не взяли, и меня к ней не пустили. – Я жалобно шмыгнула носом. – Сказали, приходите завтра.
Саша попробовал меня приободрить.
- Ну, так значит, еще не все потеряно. Флора крепкая старушка. Их поколенье и не такое выдерживало. И сейчас выкарабкается. Вот увидишь!
Я покивала головой, и протянула ему сумку с едой.
- Может быть ты поешь? Не пропадать же добру. Пока теплое…? – Я вопросительно посмотрела на Сашу.
Он заулыбался.
- Марта, я с удовольствием. Только поехали уже в крепость. Там и поедим, на природе, так сказать. Надеюсь, ты не передумала насчет экскурсии? Или собралась, как Аленушка у ручья в тоске и печали дома сидеть? Поехали. Тебе тоже не мешает немного развеяться!
Я думала не больше, чем пол минуты. Потом махнула на все рукой. Саша прав. Сидя в тоске дома, со своими мыслями наедине, я Флоре точно ничем не помогу. А к крепости, когда еще удастся попасть.
Саша сказал правду. В автобусе уже сидели экскурсанты. Было их совсем немного. Как и в прошлый раз, это были парочки, имеющие больше желание полюбоваться на закат за городом, чем послушать об истории этого края. Наш гид, в отличие от прошлого раза, был не очень разговорчив. Все время смотрел на дорогу, и только изредка бросал на меня задумчивые взгляды. Я тоже не отличалась особой «игривостью». Состояние Флоры вызывало у меня горькие мысли. А ну, как старушка умрет? Ох, грехи мои тяжкие…
Когда мы прибыли на место, Саша опять собрал всех вокруг себя, прочитал сначала лекцию по безопасности, и повел всех на берег моря, по знакомой уже мне тропе. После вчерашнего урагана здесь валялось множество сломанных веток и, оббитых сильными дождевыми струями, зеленых листьев. На берегу, под стенами Бальги наш гид почти скороговоркой проговорил заученный уже наизусть текст. Говорил он без «огонька», легенд не рассказывал, просто сухие факты и даты. Народ слушал без особого внимания, рассеянно оглядываясь по сторонам и выбирая маршрут дальнейшей прогулки. Напомнив еще раз всем о необходимости соблюдать меры безопасности, Саша отпустил скучающих туристов на волю. А сам, подойдя ко мне, спросил:
- Ну, куда двинемся?
Поймав мой горящий взгляд по направлению к крепости, усмехнулся.
- Тебя так и тянет туда, куда нельзя, да?
В ответ я молча пожала плечами, сочтя бесполезным отвечать на его, по моему мнению, риторический вопрос.
На этот раз, мы не полезли в провал, через который я пробиралась в прошлый раз. Саша повел меня вдоль стены по едва заметной тропинке, то и дело прячущейся в густых кустах бузины. Видимо, по причине ее «незаметности» я и не увидела ее раньше. Шли мы минут пять, пока не дошли до небольшой арки в стене. Саша остановился напротив нее, и посмотрел на меня.
- Ну что, отправляемся внутрь?
Я опять молча кивнула. Толщина стены в этом месте впечатляла. Примерно она была около трех метров. Старая кладка была «выгрызена» временем и стихией во многих местах. Я шла медленно, настороженно прислушиваясь к своим ощущениям. Но, ничего, кроме щебетания каких-то птиц в густых зарослях не услышала. И была разочарована. Не знаю, чего я ждала, но точно, этого не дождалась. Пройдя под аркой мы попали внутрь. Высокие кирпичные стены, поврежденные во многих местах не то осколками снарядов, не то временем, возвышались над нами. Это было похоже на сторожевую башню. В стене по разные стороны от арки прохода были заметны каменные ступени ведущие вверх на стену. Здесь было заметно, что красный кирпич, из которого были сложены стены крепости, снизу перемежается со старыми серыми камнями более древней постройки.
Я сделала несколько шагов по направлению к одной из лестниц. Саша поднял предостерегающе руку.
- Не вздумай туда забираться. – Он указал на верх башни. – Здесь все очень старое, и может в любой момент осыпаться. Судя по всему, это остатки одной из сторожевых башен. Здесь когда-то, после войны велись раскопки. Но, так ничего и не нашли. Попытки возобновлялись еще несколько раз. В центральном зале нашли небольшой подземный схрон, сделанный наспех. Несколько ящиков с награбленным, не особенно ценным в историческом плане, вот и вся добыча. Фашисты при отступлении бросали награбленное добро, не особенно заботясь о его сохранности. Не до добра им было, шкуры бы свои спасти. Но не спасли. В музее у Флоры есть подробные схемы и чертежи, где обозначены несколько подземных ходов. Часть из них удалось обследовать, но без особого толка. На все эти изыскания нужны деньги, специальная техника. А после войны, сама понимаешь, было не до этого. Страну надо было восстанавливать. Но, такие энтузиасты, как профессор Авдеев, муж Флоры, не оставляли идею раскрыть тайны Бальги.
Он повел меня между ям, куч битого кирпича и разбросанных камней к противоположной стене. Сначала, я даже не поняла, куда он меня ведет, пока не увидела довольно узкий проход, скрытый разросшимися кустами бузины.