128,7K подписчиков

БольшеохтЕнский мост Петра Великого

122 прочитали
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост

«Все, как и грезилось!.. Он именно таков –
При симметричности двух башен-маяков!..
И тонкой "паутине" ферм пролётов...
Одновременно и величествен и прост?!..
Днём – оживлённый!.. вечером – дремотный!..
Неповторимый Петербургский мост!!!»

Вадим Константинов

Большеохтинский мост
Большеохтинский мост

Каким же на самом деле грезился мост жителям Охты навсегда останется тайной, зато известно, что правый берег Невы в этом месте был заселен еще до основания Петербурга. А с появлением новой столицы данная территория, по указу Петра, превратилась в крупное поселение в 216 домов главным образом для плотников и их семей.

Копия страниц из оригинала книги о поселении Охтинская Слобода
Копия страниц из оригинала книги о поселении Охтинская Слобода

При Петре здесь же появились и первые заводы: сначала пороховые, затем верфь, а потом промышленные предприятия начали расти на этой территории как грибы после дождя.

Охтинская верфь
Охтинская верфь

Охтинская сторона активно развивалась. В 19 веке это был уже огромный и, как сказали бы сегодня, индустриальный город-спутник. О мосте в этой части Невы задумывались еще при Николае I, но по-настоящему реальные шаги в этом направлении были сделаны лишь в 80-х годах 19 века.

Охта
Охта

5 июня 1884 года Госсовет России принял решение присоединить пригород к Санкт-Петербургу. Первоочередной же задачей стало устройство моста через Неву. Ровно три года ушло на обсуждение вопроса о строительстве моста от Смольного собора до верфи Крейтона (сейчас это Петрозавод). После чего дебаты затянулись еще на 13 лет, и в результате было решено строить мост на Малую Охту.

Перевоз через Неву на Охту
Перевоз через Неву на Охту

Обсудить все детали быстро не представлялось возможным, поскольку, с одной стороны, каждый из промышленников хотел заполучить мост поближе к своему предприятию и из экономической выгоды, и, конечно, ради престижа. А с другой стороны, против моста выступило мощное лобби паромщиков.

Водная перевозка в Санкт-Петербурге
Водная перевозка в Санкт-Петербурге

Из-за популярности переправы они заламывали такие цены, что в Петербурге даже появилась частушка:

«Из-под Смольного на Охту очень дорог перевоз.

Уж как я свою милую на ручонках перенес!»

Первоначальное направление Охтинского моста
Первоначальное направление Охтинского моста

Мост должен был стать лакомым заказом для строителей и проектировщиков: он спонсировался из царской казны и являлся подарком городу на его 200-летие. 16 проектов со всего мира были присланы на конкурс. В их числе предложения и проекты от лучших архитекторов и инженеров того времени из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии.

Эскиз конкурсного проекта «Свободу судоходству»
Эскиз конкурсного проекта «Свободу судоходству»

Но после 3,5 лет обсуждений и проверок Госдума в марте 1905 года выбрала внеконкурсный проект «Свобода судоходству» Григория Кривошеина.

Григорий Кривошеин
Григорий Кривошеин

Он отвечал за техническую часть идеи архитектора Владимира Апышкова. Замысел был утвержден в общих чертах и отправлен на детальную доработку.

Владимир Апышков
Владимир Апышков

Шли годы. Направление моста еще раз изменилось: теперь его утвердили от биржи Беляева на Большую Охту. Сколько бы еще все это длилось сказать трудно, но произошла трагедия, которую без преувеличения можно было назвать «гибелью петербургского Титаника».

Гибель парохода "Архангельск"
Гибель парохода "Архангельск"

7 апреля 1907 года пароход «Архангельск», обслуживающий перевоз от Смольного на Охту, столкнулся с льдиной, перевернулся и затонул. Погибли 39 человек. Узнав об этом трагическом событии, император Николай II был краток: «Не затягивать с постройкой моста!»

Подъем затонувшего парохода "Архангельск"
Подъем затонувшего парохода "Архангельск"

Утвержденный в сентябре 1907 года проект гласил: «Мост в длину 160 саженей, в ширину – 11. При трех пролетах и двух быках. Средний пролет – подъемный. Боковые перекрыты двумя двухшарнирными арочными фермами. Ледорезы сделать лучше, чем на Троицком мосту. На быках разместить башни для разводного механизма, наверху – фонарь маяка, рядом – полубашню, назначенную для механика и приводов разводки».

Будущий мост на Охту через Неву
Будущий мост на Охту через Неву

Торжественная закладка состоялась 26 июня 1909 года – накануне 200-летия Полтавской битвы. Имя мосту дали в честь триумфатора знаменитого сражения – Петра Великого.

Строительство моста
Строительство моста

26 октября 1911 года был произведен торжественный пуск моста, хотя работы продолжались вплоть до 1913 года. Стоимость строительства и запуска составила 4 млн 400 тысяч рублей, зато коллекция Петербурга пополнилась монументальным инженерным сооружением, удобной переправой и, конечно же, удивительным по своей красоте мостом.

Молебен по случаю открытия моста
Молебен по случаю открытия моста

Но, как ни странно, он не понравился петербуржцам. Его сочли уродливым, громоздким, а за некое сходство с главным символом Парижа, называли «завалившейся Эйфелевой башней». Хорошо, что хотя бы не возмущалось российское общество покровительства животным, ведь в районе появившегося моста было традиционное место заплыва лосей.

Большеохтинский мост
Большеохтинский мост

Мост, тем временем, был построен настолько качественно, что первый его ремонт произвели только в 1971 году. В середине 80-х перестроили набережные, а в 90-е реконструировали и сам мост. Во время этого ремонта была восстановлена ранее демонтированная надпись «Мост императора Петра Великого», что породило многочисленные слухи о возвращении первоначального названия, подхваченные некомпетентными источниками.

Восстановленная надпись
Восстановленная надпись

На самом же деле он сначала назывался ОхтЕнским или БольшеохтЕнским мостом Петра Великого. И лишь по новым правилам русского языка с 1956 года его название стало писаться с буквой «И».

Большеохтинский мост
Большеохтинский мост

Современная подсветка появилась в 2000-м, а обновили ее в 2011. В 2008 году мост получил новое оборудование: в том числе была внедрена система автоматизированного управления разводкой.

Разведенный Большеохтинский мост
Разведенный Большеохтинский мост

Большеохтинский мост часто снимался в кино. Ему даже удалось сыграть роль Тауэрского моста через Темзу в «Шерлоке Холмсе» режиссера Игоря Масленникова.

Большеохтинский мост и кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса"
Большеохтинский мост и кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса"

Но не меньше режиссеров сегодня любят этот мост и горожане. А он ведь и вправду хорош!

Большеохтинский мост
Большеохтинский мост

Бывает же... причем не только в кино, но и в жизни!

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.

Увидимся на канале!