«Все, как и грезилось!.. Он именно таков –
При симметричности двух башен-маяков!..
И тонкой "паутине" ферм пролётов...
Одновременно и величествен и прост?!..
Днём – оживлённый!.. вечером – дремотный!..
Неповторимый Петербургский мост!!!»
Вадим Константинов
Каким же на самом деле грезился мост жителям Охты навсегда останется тайной, зато известно, что правый берег Невы в этом месте был заселен еще до основания Петербурга. А с появлением новой столицы данная территория, по указу Петра, превратилась в крупное поселение в 216 домов главным образом для плотников и их семей.
При Петре здесь же появились и первые заводы: сначала пороховые, затем верфь, а потом промышленные предприятия начали расти на этой территории как грибы после дождя.
Охтинская сторона активно развивалась. В 19 веке это был уже огромный и, как сказали бы сегодня, индустриальный город-спутник. О мосте в этой части Невы задумывались еще при Николае I, но по-настоящему реальные шаги в этом направлении были сделаны лишь в 80-х годах 19 века.
5 июня 1884 года Госсовет России принял решение присоединить пригород к Санкт-Петербургу. Первоочередной же задачей стало устройство моста через Неву. Ровно три года ушло на обсуждение вопроса о строительстве моста от Смольного собора до верфи Крейтона (сейчас это Петрозавод). После чего дебаты затянулись еще на 13 лет, и в результате было решено строить мост на Малую Охту.
Обсудить все детали быстро не представлялось возможным, поскольку, с одной стороны, каждый из промышленников хотел заполучить мост поближе к своему предприятию и из экономической выгоды, и, конечно, ради престижа. А с другой стороны, против моста выступило мощное лобби паромщиков.
Из-за популярности переправы они заламывали такие цены, что в Петербурге даже появилась частушка:
«Из-под Смольного на Охту очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую на ручонках перенес!»
Мост должен был стать лакомым заказом для строителей и проектировщиков: он спонсировался из царской казны и являлся подарком городу на его 200-летие. 16 проектов со всего мира были присланы на конкурс. В их числе предложения и проекты от лучших архитекторов и инженеров того времени из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии.
Но после 3,5 лет обсуждений и проверок Госдума в марте 1905 года выбрала внеконкурсный проект «Свобода судоходству» Григория Кривошеина.
Он отвечал за техническую часть идеи архитектора Владимира Апышкова. Замысел был утвержден в общих чертах и отправлен на детальную доработку.
Шли годы. Направление моста еще раз изменилось: теперь его утвердили от биржи Беляева на Большую Охту. Сколько бы еще все это длилось сказать трудно, но произошла трагедия, которую без преувеличения можно было назвать «гибелью петербургского Титаника».
7 апреля 1907 года пароход «Архангельск», обслуживающий перевоз от Смольного на Охту, столкнулся с льдиной, перевернулся и затонул. Погибли 39 человек. Узнав об этом трагическом событии, император Николай II был краток: «Не затягивать с постройкой моста!»
Утвержденный в сентябре 1907 года проект гласил: «Мост в длину 160 саженей, в ширину – 11. При трех пролетах и двух быках. Средний пролет – подъемный. Боковые перекрыты двумя двухшарнирными арочными фермами. Ледорезы сделать лучше, чем на Троицком мосту. На быках разместить башни для разводного механизма, наверху – фонарь маяка, рядом – полубашню, назначенную для механика и приводов разводки».
Торжественная закладка состоялась 26 июня 1909 года – накануне 200-летия Полтавской битвы. Имя мосту дали в честь триумфатора знаменитого сражения – Петра Великого.
26 октября 1911 года был произведен торжественный пуск моста, хотя работы продолжались вплоть до 1913 года. Стоимость строительства и запуска составила 4 млн 400 тысяч рублей, зато коллекция Петербурга пополнилась монументальным инженерным сооружением, удобной переправой и, конечно же, удивительным по своей красоте мостом.
Но, как ни странно, он не понравился петербуржцам. Его сочли уродливым, громоздким, а за некое сходство с главным символом Парижа, называли «завалившейся Эйфелевой башней». Хорошо, что хотя бы не возмущалось российское общество покровительства животным, ведь в районе появившегося моста было традиционное место заплыва лосей.
Мост, тем временем, был построен настолько качественно, что первый его ремонт произвели только в 1971 году. В середине 80-х перестроили набережные, а в 90-е реконструировали и сам мост. Во время этого ремонта была восстановлена ранее демонтированная надпись «Мост императора Петра Великого», что породило многочисленные слухи о возвращении первоначального названия, подхваченные некомпетентными источниками.
На самом же деле он сначала назывался ОхтЕнским или БольшеохтЕнским мостом Петра Великого. И лишь по новым правилам русского языка с 1956 года его название стало писаться с буквой «И».
Современная подсветка появилась в 2000-м, а обновили ее в 2011. В 2008 году мост получил новое оборудование: в том числе была внедрена система автоматизированного управления разводкой.
Большеохтинский мост часто снимался в кино. Ему даже удалось сыграть роль Тауэрского моста через Темзу в «Шерлоке Холмсе» режиссера Игоря Масленникова.
Но не меньше режиссеров сегодня любят этот мост и горожане. А он ведь и вправду хорош!
Бывает же... причем не только в кино, но и в жизни!
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!