Найти в Дзене
Две Войны

«Когда меня вытащили из танка все думали что я погиб!»- что рассказал танкист Красной Армии о боях в СССР и Европе?

Оглавление

Николай Петрович Теплотанских родом из Свердловской области. Его отец был красным партизаном – из тех, что оказали сопротивление наступавшей на Екатеринбург армии Колчака. Николая могло бы и не быть на свете: колчаковцы однажды поймали его отца, подвесили его за ноги и планировали казнить. Благо, подоспели товарищи и отбили его.

Теплотанских категорически отрицает популярную в наше время легенду о том, что в 1932 году в Украине коммунистами был специально устроен голодомор. Тогда, после двух чрезвычайно неурожайных лет голод был по всей стране! В том числе и у них на Урале. Дошло до того, что люди ели пиканы, лебеду, крапиву и т.п.

А 1937 год (репрессии) затронул только двоих мужиков в их селе – которые отделились от колхоза и вели хозяйство единоличниками. Их просто приехали, забрали, и всё, никто их никогда больше не видел.

Преодолел сопротивление военкома

В 16 летнем возрасте Николай, вместе с другими ребятами, прошёл всеобуч по НВП: устройство оружия, военную дисциплину, воинские звания, порядок дежурства и т.д. Ходили в марш-броски на лыжах 10 км.

Все эти занятия проходили в вечернее время, т.к. люди, которые занимались с юношами военной подготовкой, днём работали, а вечером были свободны.

Николай Петрович Теплотанских. Фото в свободном доступе.
Николай Петрович Теплотанских. Фото в свободном доступе.

С началом войны мужчины ушли на фронт, а трактористами и комбайнерами пришлось работать подросткам, юношам и женщинам.

Запомнилось, как разом изменилось настроение людей после парада 7 ноября 1941 года на Красной площади и спокойной, уверенной, простой речи Сталина на этом параде. До этого все были подавлены военной катастрофой Красной Армии. А после этой речи – воспряли духом и стали твёрдо верить в победу.

Теплотанских ещё до достижения 18-летнего возраста начал проситься добровольцем в армию, чем очень раздражал военкома. Тот его выгонял: «Ты механизатор! У тебя бронь! Мария (мать) одна осталась – мы не имеем права тебя призвать!» (отец и старшие братья были на фронте).

Но Николай продолжал приходить, и однажды ему повезло.

«Военком куда-то уехал, и вместо него какой-то капитан один был. Я подошёл, и он раз – записал меня в танковую школу в Свердловске. Это было 5 ноября 1943-го».

В танковой школе было много теории и мало практики. Теплотанских, как механик-водитель, накатал на Т-60 3 часа, а на Т-34 – 6 или 7 часов.

Это немного. Но почти все молодые механики-водители в прошлом работали на тракторах, поэтому базовыми навыками владели. В общей сложности, в школе они проучились 6 месяцев. Потом в Нижнем Тагиле на заводе получили новые Т-34 и эшелоном выехали на фронт.

В танковой школе. Фото в свободном доступе.
В танковой школе. Фото в свободном доступе.

«Если бьют, отходишь. Идёт приказ – обойти с фланга»

Разгружались на ж/д станции Кардымово, в Смоленской области, вечером и ночью.

«Под вечер к нам пыталась подскочить немецкая авиация, но наши самолёты её быстренько прогнали. Немцы бомбы сбросили, но не рядом с нами, где попало, и бежали».

Как разгрузились – сразу в лес, маскироваться. На следующий день узнали, что прибыли мы в 31-ю бригаду 29-го корпуса 5-й гвардейской танковой армии генерала Ротмистрова. Была середина июня 1944 года. Начиналась операция «Багратион».

Долго стоять в лесу не пришлось. Через несколько дней новобранцам маршрут, и ночью они выдвинулись на исходные. Была мощная артподготовка: бьёт артиллерия, как она закончит, идет авиация. Потом опять пушки. И так полтора, не меньше. Часов в 5-6 утра вперёд бросили танки.

Работали так. Входили в прорыв, встречали сопротивление. Напролом не лезли, а прощупывали, как обойти этот опорный пункт с артиллерией, чтобы взять его с фланга или с тыла.

«Мы не выстраивались в какую-то линию, как в кино показывают, а шли или углом вперед, или углом назад на расстоянии метров 50–100 друг от друга. Пойдешь сразу – тебя сразу поколотят. Если бьют, отходишь. Идёт приказ – обойти с фланга».
Эшелон с Т-34. Фото в свободном доступе.
Эшелон с Т-34. Фото в свободном доступе.

Сильный огонь противотанковой артиллерии – очень неприятная вещь. Представьте: ехать и чувствовать удары – как снаряды колотят по машине, попадают по башне и по другим частям танка, и вот-вот он получит повреждение, или вообще будет подбит. Вырывались, пробовали с фланга. И так освобождали населённые пункты.

Бывали и незапланированные ситуации. Например, однажды уже получили боевую задачу и стали расходиться по машинам, как вдруг из леса вышли два человека в гражданской одежде, с автоматами.

«Командир роты спокойно закрыл карту и направился к ним. Гражданские с ним о чем-то поговорили, подискуссировали, командир роты вернулся и говорит: «Ребята, задача изменяется». Партизаны ему сказали, где немцы сосредоточили большое количество груженной техники.

Командир роты связался с командованием, и ему дали приказ атаковать противника. Ударили с двух сторон, и захватили эту колонну. Немцы – кто руки поднял, кто в лес побежал, но большинство остались на месте. Свое дело мы сделали, и туда уже нагрянули партизаны. А нам дали приказ двигаться дальше.

В Белоруссии Николай Петрович насмотрелся на сожжённые деревни. Когда деревня была занята противником, люди жили в сараях и подвалах, а немцы – в их домах. А перед уходом немцы все дома поджигали.

«Иногда ночью я просыпаюсь и вспоминаю эти ужасные зрелища. Я не могу спокойно говорить об этом, зная, что пришлось пережить этим людям».

После прорыва своего участка танкисты подошли к реке Березине. Там был автомобильный мост. Первый танк прошёл, а когда второй танк дошёл до середины – мост взорвался, и весь экипаж погиб. Сапёры, когда подоспели, навели понтонный мост.

Механик-водитель Т-34. Фото в свободном доступе.
Механик-водитель Т-34. Фото в свободном доступе.

Дважды горел в танке: в Литве и в Пруссии

Сильные бои были под Вильнюсом, когда этот город держали в окружении, а немцы пытались из него вырваться. А также под Каунасом, где они выстроили крепкую оборону. Там пришлось понести сильные потери.

Запомнился такой случай: три танка поставили в засаду в Тракае, замаскировав их метрах в 50 друг от друга. Был приказ – если немецкие танки пойдут здесь, то первый Т-34 бьёт головную машину, второй – хвостовую, третий – в середину колонны. Она застопорится, потому что там по бокам озеро и заболоченная территория. Всё прошло точно по этому плану: зажгли машины, застопорили колонну, и расстреляли её из засады. Под Каунасом танк Николая Петровича был уничтожен.

«Я не знаю, откуда по нам угодили, просто «бах!» – и всё. Танк загорелся, внутри темно, блок защиты аккумулятора разбитый. Пробую завести, стартер не работает. Начал задыхаться. Пытаюсь открыть свой люк, а его заклинило и не открывается. Тогда полез через боеукладку, башенный люк».

Выбрались втроём. Теплотанских – легко раненым, заряжающий Саша Шестаков и стрелок-радист Ваня Скачков – тяжело, Ваня – в живот. Отползли подальше, и танк взорвался: сдетонировал боекомплект.

Тяжелораненых ребят увезли, а Николаю прямо на месте, в какой-то палатке, сделали операцию. Потом оказалось – не все: рука заживала, но не разгибалась. Делали вторую операцию, удалили ещё один осколок.

Т-34 в Пруссии. Фото в свободном доступе.
Т-34 в Пруссии. Фото в свободном доступе.

После того, как восстановился, Теплотанских попал во 2-ю гвардейскую отдельную танковую бригаду прорыва, под Кёнигсберг. Но в таких жестоких боях, как под Каунасом, уже не участвовал. Как он потом узнал от своих, у них осталось всего 10% личного состава и танков в бригаде. Но задача была выполнена – фронт они прорвали.

В Восточной Пруссии в танковых боях участвовать уже не приходилось. Там прорывали немецкую оборону, шли и уничтожали огневые точки уже после того, как по позициям врага усиленно поработала наша артиллерия.

На подступах к очередному прусскому посёлку – он назывался Брю или Бре – танк Теплотанских был подбит. На этот раз он потерял сознание, и очнулся только в госпитале. Друг потом рассказал:

«Тебя вытащили из танка, танк горел. Наверное, в моторную часть попали. Все думали, ты погиб, потому что из танка тебя вытащили как тряпку».

Его положили в немецкую траншею, которая была занята, и он там лежал ещё Бог знает сколько, пока бой не закончился, и не начали собирать убитых и раненых. Но было уже тепло, и он не замёрз, был опознан как живой, и направлен в госпиталь.

🔵Трагедия Красной Армии при попытке освободить Ленинград- почему это место назвали «Мясной Бор»?

Николай Петрович Теплотанских в 2020 году. 96 лет. Фото в свободном доступе.
Николай Петрович Теплотанских в 2020 году. 96 лет. Фото в свободном доступе.

На фронт после излечения больше не попал: был признан негодным к строевой службе, и дослуживал в тылу, там же, в Пруссии.

А боевые награды нашли Николая Петровича уже дома, после войны. Орден Красной звезды райвоенкомат выдал ему в 1947 году, а Орденом Славы 3-й степени – 1954-м.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько опасной была служба в танковых войсках?