Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 11:46-54. «Хороший пророк – мертвый пророк»

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Иисус, продолжая далее Свою речь к законникам, обвинил их в том, что ради соблюдения своих учений, ради своих «благих намерений» они готовы пойти на самое страшное кровавое преступление .

«Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лук.11:47-49).

В жестокие времена техасско-индейских войн в США, когда индейцев вытесняли с их исконных территорий, среди завоевателей бытовала бесчеловечная поговорка: «Хороший индеец – это мертвый индеец» (приписывается генералу Шеридану).

Господь Иисус напомнил Своим слушателям те времена, когда гнали Божьих пророков. Бог посылал их в критические моменты отступничества. Пророки несли весть обличения, которая не нравилась отступникам до такой степени, что Божьих людей просто убивали по принципу: «Хороший пророк – это мертвый пророк».

Этот принцип был интегрирован и принят в среде последующих поколений вплоть до законников, стоявших теперь перед Иисусом. «Да, хороший пророк, надо поставить ему памятник!» Но получалось, что памятники эти свидетельствовали не о том, что пророк был хорош, а о том, что хорошим в Иудее считается только убитый пророк. Пусть лучше камни говорят о величии пророка, но не его весть.

Однако, эти камни молчаливо напоминают о кровожадности отцов, передавшуюся детям,- ведь эти дети поступают точно также, когда им самими посылается пророк с вестью обличения.

Доказательством этому служило отношение большинства знатных иудеев к Иоанну Крестителю и к Самому Иисусу Христу, Который возложил на них вину за кровь всех пророков: «Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего» (Лук.11:50,51).

Иисус возложил на них всю полноту ответственности еще и потому, что время законников подходило к концу. Их учение перестаёт быть актуальным вместе с обрядовым храмовым служением на Земле. Перед Иисусом стояли представители последнего поколения книжников.

Мера беззаконий перешла все границы, когда они сделались соучастниками самого страшного преступления Израиля – распятия своего Спасителя. Они становятся крайним. Становятся теми, кто должен ответить как за свою вину, так и за вину отцов.

Как же теперь быть с библейским принципом: «Сын не понесет вину отца» (Иез.18:20)? Почему этих книжников должная постичь судьба их кровожадных отцов?

Потому что они делали все то же самое, что делали отцы, то есть были такими же злобными и такими же бесчувственными к покаянию. Сын не несет вины отца только в том случае, если не поступает подобно жестокосердому отцу. «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается… за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20,24).

Прощение и милость дается только тому, кто искренне раскаивается в грехах. Если сыновья не осуждают неправедные дела отцов, если продолжают следовать путем жестокости, нетерпимости к людям, особенно к пророкам, то это говорит о нераскаянных сердцах. Таковые на могут быть прощены и пожнут то, что сеяли – око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь.

Этого требует Божья справедливость, которая есть выражение Его любви. Любовь не смотрит сквозь пальцы на преступления. Она проявляет ревность, храня праведных от нечестивых, защищая сироту и вступаясь за вдову.

И те, кто таковых обижает в итоге получит на шею жернов ответственности за свои злобные дела, а возможно и не только за свои, как получилось в случае книжников 1 века. «Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего» (Лук.11:50,51).

От Авеля до Захарии, - здесь все убитые мученики. Убитые только за то, что исповедовали истинную веру и истинное послушание Богу. За что пострадал Авель? Только за то, что принес в жертву агнца за свои грехи, и его жертвоприношение было одобрено Господом. Убит по злобе, по зависти своим нечестивым братом, которого Бог не простил и не изгладил его грехов из небесных книг.

Почему Каин не был прощен? Потому что он отверг кровь Христа, которую символизировала кровь жертвенного агнца, и потому что с его стороны не было никакого движения к покаянию.

Захария, сын Иодая первосвященника, был убит по приказу царя Иоаса.

«И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!» (2Пар.24:20-22).

Произошло это во дворе храма около 834 г. до Р.Х. Громкое показательное убийство на святом месте оставило глубокий след в народной памяти. Тем более, что через год убийцы были истреблены небольшим сирийским отрядом. А тяжело раненого царя Иоаса, по чьему приказу Захарию лишили жизни, добили еврейские заговорщики.

Иисус упомянул это громкое дело еще и потому, что книга Паралипоменон значилась в то время последней в своде книг Священного Писания. Этим Господь провел линию от первой книги Бытия до последней, обозначив общий охват деятельности всех библейских пророков. Их вестями пренебрегали, их гнали, их мучили и убивали по приказу нечестивых царей. И кто-то должен понести за это ответственность.

Никто из мучителей не забыт у Господа. Их имена известны, и они обязательно поплатятся за свои зверства. Суд Божий не оставит их без отмщения. «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15).

Когда придет время для отмщения, не будет уже ни милости, ни прощения – один Божий гнев.

«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:52).

Последнее шестое горе связано с препятствием, которое представляли из себя книжники. Это сильное обвинение за особо тяжкие преступления. Есть грехи нечаянные, непреднамеренные. Совершенные случайно без злого умысла, по ошибке или слабости. И есть грехи осознанные, спланированные, предумышленные, совершенные со знанием дела с особой жестокостью. При этом человек считает себя абсолютно правым. Такие грехи сродни не прощаемым грехам против Духа Святого, за которыми не следует от согрешившего никакого сожаления и никакого покаяния.

Законники имели знание Священного Писания, планомерно и методично исследовали его и «доисследовались» до того, что стали главным препятствием между человеком и Богом. Они стали непробиваемой стеной для вхождения верующего в Царство Божье. Поучая Писаниям, они в то же время развращали народ и отвращали людей от Бога.

Как такое может быть? Как представляя Божье Слово, можно вызвать пренебрежение им и даже отвращение к нему?

Такое может произойти, когда учитель нравственности сам поступает безнравственно. Когда призывает к обязательному прощению обид, при этом оставляя за собой право обижать. «Я тебя обидел, но ты молчи, ты все равно люби меня и выброси обиду из сердца. А я и впредь буду превозноситься над тобой, хамить тебе, насмехаться над тобой, обирать и презирать тебя. И если ты не будешь всякий раз меня прощать, - не видать тебе Божьего Царства как своих ушей».

Что светит такому горе – наставнику? Ничего кроме горя. Именно таким законникам будет сказано: «Не знаю вас, отойдите от Меня, делатели неправды, прикрывающиеся законом». И это будет для них действительно страшным разочарованием, самым страшным, самым болезненным горем для лицемеров, превращающих Библию с одной стороны в хлыст, а с другой – в лицензию на беззакония.

Какова была реакция книжников на эти слова Иисуса? Их реакция подтвердила справедливость приговора – они действительно были лишены способности к покаянию. «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук.11:53,54).

Единственным их желанием было заставить Иисуса замолчать, то есть лишить Его жизни. Им нужен был только один повод, только одна неточность в учении Христа, одна ошибка в слове или деле.

Но Господь не дал им такой возможности. Все слова Иисуса никогда не расходились ни с Его делами, ни со Священным Писанием. В этом Он явил эталонный пример того, как следует вести себя нам: во-первых, правильно понимать и представлять окружающим Библию, а во-вторых, самим следовать тому, чему хотим научить других. Тогда никакие бесы не смогут найти места ни в наших сердцах, ни в наших мыслях.

Да будем все мы верными последователями истины, явленной нам в учении и поступках Господа нашего Иисуса Христа.