В работе "Неизвестное об известном" авторы ставили целью изложить своё видение окружающего нас Мира, практически не прибегая к каким-либо лабораторным исследованиям, а используя всё то богатство знаний о Природе, Вселенной и её составляющих, которое накопило Человечество к началу ХХ1 века.
Состояние понимания сущности устройства Природы-Вселенной в умах естествоиспытателей сформулировал академик М. Марков в восьмидесятые годы ХХ века, говоря о единстве и многообразии форм материи в физической картине Мира: в каждый данный исторический момент на основе человеческого опыта и на уровне экспериментальных возможностей этого исторического момента у людей формируется картина Мира. Но такая картина Мира содержит краски, так сказать, субъективного оттенка, ими окрашено предвидение и детали "временной" окраски, нечто такое, что в данный момент достоверно не доказано, но не входит в противоречие с действительностью. В будущем, возможно, возникнет противоречие с опытом и придётся по-другому представлять себе это нечто, перерисовывая некоторое место картины Мира.
Дальнейшее исследование Природы ведёт к выявлению нового многообразия, а вслед за тем и нового единства. Процес развития нашего знания о Мире - от многообразия к единству, от единства к многообразию - богато иллюстрируется конкретными фактами из истории науки.
Бросив общий взгляд на проблемы многообразия и единства, следует подчеркнуть, что квантовая теория привнесла совершенно новую ситуацию в старое понятие "состоит из ..." Согласно этой теории, принципиально нельзя построить данный объект микромира из частиц всё меньших и меньших масс, занимающих всё меньшие объёмы. Поэтому в проблеме структуры материи и древнем понятии "состоит из ..." возникло нечто новое и, может быть, наиболее фундаментально важное за всю историю существования какой-то мельчайшей из малых частиц, то в новой теории возникал вопрос о существовании в природе элементарной частицы предельно больших масс, которая могла бы играть роль элемента фундаментальной материи. Интересно прояснить точку зрения М.Маркова на некоторые фундаментальные характеристики единой картины Мира: очень не хотелось бы, чтобы осталось впечатление, что единая картина Мира обязательно требует какой-то пока неизвестной нам первоматерии, из которой построено всё сущее.
Кажется естественной мысль: единая картина Мира должна быть внутренне замкнутой в том смысле, что в ней должно реализоваться убедительным образом её единственность. Другими словами, единая картина может существовать лишь в том виде, в котором она существует.
О поисках нового можно услышать такие высказывания:
"Иные идеи только для того и зреют, чтобы в срок быть опровергнутыми, уступить место новым, ещё более невероятным."
Человек, в процессе познания Природы, может оторваться от своего воображения, он может открыть и осознать даже то, что ему не под силу представить". (Л,Д,Ландау - эпиграф на обложке книги Д,Данина "Вероятностный Мир").
"В науке существенный шаг вперёд делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений. Заслуга первооткрывателя в фундаментальных науках больше заслуг тех учёных, которые движутся в уже проложенном фарваторе. (Академик П.Капица.)
Верно, в спорах рождается истина ... Но верно и другое: в спорах истина умирает. Она в них попросту тонет. В спорах беспрестанно разрушается сосредоточенность каждой из сторон. Кроме взаимной помощи, возникают взаимные трения - помехи. И, в тысячный раз, оправдывается испанская народная мудрость: "Вдвоём привидения не увидишь! Теоретически открытия сродни привидениям!" (Д,Данин, 1981).
Интересна притча А,Эйнштейна в том, как совершаются изобретения. Сначала все специалисты говорят, что ЭТО не возможно и приводят веские аргументы. Потом появляется "невежда", который всего этого не знает и он-то и делает изобретение!
Оппоненты считают (например, А,Сахаров), что "невежда" должен быть на уровне современных научных знаний и ещё обладать рядом качеств, иначе с изобретением ничего не получится. Но лучше всего, если он знает о трудностях, но обладает интуицией, чтобы их не бояться даже тогда, когда ещё не может обосновать свою правоту до конца логически.
А.Эйнштейн говорил: мы (должны) приблизиться к благороднейшей научной цели: охватить путём логической дедукции максимальное количество фактов, исходя из минимального количества гипотез и аксиом. Надо разрешить теоретику фантазировать, ибо другой дороги к цели для него вообще нет. Разумеется речь идёт о поисках самых простых и логичных возможностей и их следствий".