Вообще, идея создания субботней рубрики возникла у меня, когда я вспомнил об этом фильме и подумал: «Неплохо было бы о нём рассказать, а также пообсуждать, актуальны ли до сих пор вопросы, которые он поднимает?»
В главной роли – молодой Олег Табаков, и по-хорошему, его фамилия должна значиться в титрах самой первой, но на тот момент он был совсем юн, поэтому почётные первые места в титрах заняли более заслуженные на тот момент актёры. Игра молодого Табакова – это просто праздник и феерия. Я из-за неё и «зацепился» за этот фильм когда-то, щёлкая пультом по ТВ-каналам.
В московской квартире живёт старушка-мать и её четверо взрослых детей: дочь Танечка и три сына. Муж её, судя по всему, погиб на фронте: на стене висит его портрет, а под ним – боевая шашка.
Старший сын, Фёдор, пишет научные статьи для журналов и зарабатывает этим неплохие деньги. Его жена, Леночка, находится в постоянном поиске мебели для их новой квартиры, куда они планируют переехать в ближайшее время.
Вся квартира уже заставлена этой новой лишней мебелью, причём, младший из братьев, Олег, спит рядом с новой кроватью на раскладушке: пользоваться мебелью Леночка категорически запрещает.
Олег ещё школьник. Он поэт и романтик, но в то же время, он терпеть не может несправедливости и рубит правду-матку в лицо со всем своим юношеским максимализмом.
Ещё парочка действующих лиц – отец и сын Лапшины, которые ежегодно приезжают в Москву по делам из провинции. Отец ведёт себя отвратительно: он прилюдно унижает своего сына Геннадия, даже в присутствии Танечки, в которую тот влюблён. Геннадий рассказывает Олегу, что отец регулярно его избивает.
И в конце фильма сын решает положить конец этим издевательствам.
Интересное совпадение, но именно вчера я стал свидетелем сцены, когда пьяный отец безо всякой причины ударил по лицу своего восемнадцатилетнего сына и неожиданно получил в ответ кулаком в табло. Парень после этого очень переживал, пришлось ему объяснять, что настоящий отец так не поступит.
Леночка в погоне за вещами совсем утратила человеческий облик: даже муж её нынче интересует лишь как источник денег. И вот однажды Олег совершенно случайно наносит небольшой урон мебельной коллекции Леночки…
То, как она поступила в ответ на это, вообще расчеловечивает её в наших глазах, и Олег в гневе срывает со стены отцовскую шашку…
Не переживайте, в итоге все остались живы, но предлагаю посмотреть на это своими глазами – фильм прекрасен!
А обсудить я хотел бы следующий момент. Федя любит Леночку, и вполне считает себя счастливым с ней. Это нам со стороны видно, что она его в грош не ставит и крутит-вертит им при помощи лести и поцелуев.
Федины домашние также всё видят и коллективно презирают Леночку. И когда Федя с подачи Леночки решает немедленно съехать с квартиры и пожить в пустующей квартире одного знакомого, это в фильме преподносится, как трагедия.
И в то же время, повторяю, Федя чувствует себя с Леночкой вполне счастливым. И Леночку тоже всё устраивает. Так может, Федя поступает правильно? Очень много браков распалось вследствие проживания свекрови с невесткой на совместной жилплощади. Обе женщины постоянно делят условного «федю» и мужчина от этого смертельно устаёт – вроде, и сторону жены надо принять, и мать обидеть нельзя.
В конце концов, все моральные качества, которые мать планировала заложить в Федю, она уже заложила при его воспитании, и пусть он сам разбирается, нужны ли ему отношения с Леночкой в той форме, в которой они существуют. Думаю, он способен это сделать – мальчику за тридцать, он уже вполне самостоятельный!
Так что смотрим фильм и разводим дискуссию в комментариях!
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Шумный день» (1960).
#кино #галопом по кино #кино ссср