Найти тему
Ля Фам шуршит

Эта четвёрка в аттестате была для нас словно пощёчина

- Коллеги, что же вы творите! Вы зачем режете кур, несущих вам золотые яйца? Как можно ставить олимпиаднику "4" в аттестат из-за текущих работ? - вопрошала на педсовете завуч.

Изображение взято на сайте бесплатных фотографий Shutterstock.com
Изображение взято на сайте бесплатных фотографий Shutterstock.com

Сын переходил в 10 класс и учился в том же лицее, где я преподавала русский язык и литературу. После всех тревог и волнений, связанных со сдачей ОГЭ, он должен был получить свой первый аттестат. После торжественной линейки, на которой их поздравили с окончанием 9 класса, сын заглянул в мой кабинет и довольно неожиданно для меня сообщил:

- Мам, я на следующий год не буду участвовать в олимпиадах по истории.

- Почему?

- Я обиделся на учителя.

История моего сына занимала задолго до того, как он начал учиться в лицее. Наши книжные полки были уставлены всевозможными справочниками и энциклопедиями по этому предмету. Поддерживала и я с самого детства любовь своего сына к истории, ведь когда-то и я всерьёз выбирала между филологией и историей, поступая в педвуз. Был период, когда более 5 лет я сама преподавала историю в школах нашего города.

Начиная с 7 класса, каждый год сын занимал 1 или 2 место во Всероссийской олимпиаде школьника по истории на муниципальном уровне и был в призёрах или победителях на республиканском этапе. В 9 классе показал 2 результат по республике. Весь лицей знал, что если моего сына пригласили на сцену в актовом зале, значит, он получил очередную награду за демонстрацию своих знаний по истории.

Я не знаю, как сын смотрел "черновик" аттестата, но ему даже в голову не пришло перепроверить свою оценку по истории (я помню, его тогда больше волновали профильные предметы нашего технического лицея). И только получив на руки свой аттестат, сын увидел, что по истории у него стоит "4". Ничего не понимая, я отправилась к учителю истории: работаем-то в одном лицее и едва ли не каждый день встречаемся в учительской, на планёрках и педсоветах.

- Наталья Викторовна, извините за вопрос, а "4" по истории в аттестате у моего сына выставлена по ошибке?

- Нет, не по ошибке. Я вывела ему за второе полугодие "4", за год соответственно вышла тоже 4. Эта отметка и пошла в аттестат. Он так и не сдал мне такие-то конспекты. И ещё кое-то по мелочи.

Кровь прилила к моей голове, и я еле сдержалась, чтобы не выказать, как я хорошо знаю великий и могучий русский язык во всех его проявлениях.

- Но как же так! Он же олимпиадник, причём результативный, уж в его-то знаниях не приходится сомневаться. Это же просто какое-то недоразумение. Вы разве сомневаетесь, что мой сын умеет писать конспекты?

Наталья Викторовна открыла журнал и показала мне несколько двоек за несданные работы в январе и феврале.

- Я неоднократно напоминала Вашему сыну, чтобы он донес мне эти работы. Как видите, он их так и не сдал.

Я унеслась мыслями в события едва ли не полугодовой давности. Не сданные сыном работы относились к тому времени, когда он неделями готовился к ВОШ в республике и к городскому интеллектуальному марафону, где тоже себя проявил в лучшем виде.

Дело в том, что во время подготовки олимпиадников лицея к ВОШ учителя чаще всего вообще освобождают от домашних заданий, и даже на уроках они занимаются по своей программе, работая с различными источниками. Это неоднократно обсуждалось на педсоветах: администрация внушала педагогам быть лояльнее к олимпиадникам, идти даже в чём-то на уступки, потому что были случаи, когда родители наших "звёздочек" требовали освободить их детей от участия в олимпиадах: от этого иногда страдала успеваемость по другим предметам.

Я напомнила Наталье Викторовне:

- Так в это время мой сын пачками нарешивал и выслал Вам олимпиадные задания. Некторые даже я решала, потому что он зашивался и не успевал, а он потом только запоминал обработанную мной информацию. Вы не могли эти конспекты закрыть оценками за другие более сложные по уровню задания, выполненные им? Или сказали бы мне на любом педсовете, что мой сын не донёс Вам конспекты. Я бы проследила, чтобы эти работы были Вам сданы.

- Он должен сам учиться.

Мой рот наполнился желчью. Наталья Викторовна недавно защитилась на высшую категорию. И второе место по республике, заработанное моим сыном, очень кстати помогло закрыть один из критериев в портфолио Натальи Викторовны. Вспомнилось мне и то, как она, обычно довольно сдержанная, победно вскинула руки на педсовете, услышав от завучей новость, что мой сын взял эту высоту. Что говорить! Я знаю, сколько труда вкладывает учитель в олимпиадника. Но этого недостаточно, если столь же огромную работу не проделает и ученик. А для моего сына история вообще была страстью. Эта четвёрка для него была словно пощёчина.

- Так вот. Значит, отныне мой сын только и будет что сам учиться в рамках урочной деятельности, больше никаких проектов, олимпиад и интеллектуальных марафонов. Он сегодня мне сказал, что отказывается участвовать в дальнейших мероприятиях по истории. И я его заставлять не буду ни с Вашей подачи, ни с подачи завучей. Ищите другого олимпиадника. У Вас есть выпускники с "5" в аттестате (перед тем как отправиться к Наталье Викторовне, я уточнила у сына, есть ли среди его одноклассников те, кому поставили "5" по истории), они, значит, блестяще знают предмет, они, лучшие из лучших, и будут лежать на амбразурах Вашего предмета, а не мой сын с его "4".

С трудом сдержавшись, чтобы не хлопнуть дверью, я пошла к завучу по учебной части. Как мы смотрели? Где был классный руководитель, курирующий завуч? Администрация была в полном шоке: никому даже в голову не пришло перепроверить оценку по истории у олимпиадника, которого знали историки всего города: Ах, да, опять этот мальчик из лицея всех обошёл! Ну, тут нечему удивляться.

На ближайшем педсовете завуч очень эмоционально высказалась по поводу произошедшего:

- Коллеги, что же вы творите! Вы зачем режете кур, несущих вам золотые яйца? Как можно ставить олимпиаднику 4 в аттестат из-за текущих работ? У нас же положение принято, и вы сами за него голосовали: освобождать олимпиадников в период их подготовки к различным мероприятиям от домашних заданий и других не очень важных работ. Если бы родитель был не наш педагог, на нас бы уже жалоба в министерстве лежала.

Думаю, Наталья Викторовна прекрасно поняла, в чей адрес прозвучали упрёки. Коллектив сочувственно поглядывал на меня. Я хранила гробовое молчание и выносила для себя уроки. Не всем учителям знакомо чувство благодарности и справедливости. Иногда какой-то там их принцип становится важнее всех достижений ученика, всех бессонных ночей, когда он со слипающимися от усталости глазами читал, зубрил, учил, когда на результат работал не только этот учитель и его ученик, но даже семья ученика. Всё это может в одночасье перечеркнуть какие-то там суперважные конспекты и убеждение, что ученик "должен учиться сам", что если мать этого ученика - коллега, то во имя опять же каких-то там принципов учитель не скажет по-свойски: "Слушай, мне очень надо, чтобы твой сын принёс мне конспекты, жду с января. Очень надо, потому что иначе я поставлю ему четвёрку за полугодие, а она определит, что будет стоять в аттестате".

Ещё я поклялась себе, что никогда не поступлю так со своими учениками. Если мы с кем-то из них возьмём важную высоту, значит, он достоин иметь самый высший балл, и если он где-то не дотянул, не доучил, надо ему помочь, в конце концов подключить родителей, классного руководителя, администрацию и донести мысль, почему мне так важно увидеть какую-то отсутствующую работу этого ученика, хотя он вроде как и не обязан её делать по принятому в лицее положению.

Через два месяца сын приступил к учёбе в 10 классе. Учитель по истории у него остался прежний. После уговоров историка, завуча и даже директора сын всё простил, участвовал дальше, где просили. Я нет, не простила. Но решение сына оспаривать не стала.

ЕГЭ он сдал на 93 б. И за 11 класс в аттестате у него стояла 5. Я проследила, чтобы на этот раз никаких "подснежников" не было. Но после мучительных раздумий судьбу свою с историей он не стал связывать. Наталья Викторовна после выпуска моего сына через 2 года была вынуждена уйти сначала на длительное лечение, а затем со слезами на глазах уволилась по состоянию здоровья.

Я же эту четвёрку по истории никогда не забуду. Для меня она стала вопиющим нонсенсом и постоянным напоминанием, что в работе с детьми мало быть прекрасным специалистом в области своего предмета, мало быть принципиальным до кончиков ногтей педагогом, надо ещё и быть человеком, руководствующимся в работе с детьми правилом "не навреди".

Приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями, когда четвёрка по предмету стала для вас пощёчиной?

Как вы относитесь к участию вашего ребёнка в олимпиадах?

Считаете ли вы, что результативный олимпиадник = пятёрке по предмету?

Почему родители из классного комитета срезали с ритуального венка часть траурной ленты, можно узнать здесь.