"Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии."
Повестование книги ведется от лица Ника Каррауэя, который переехал в Нью-Йорк и заселился в небольшой дом, «затиснутым между двумя роскошными виллами». На дворе 20-е года, эпоха джаза и процветания.
Его сосед – Джей Гэтсби, вернулся с Первой мировой войны и устраивает вечеринки в своем особняке. Как позже оказывается сам он в них не участвует, он их организует ради Дейзи, которая приходится кузиной Ника. Гэтсби каждую вечеринку надеется, что Дэйзи придет.
Дэйзи встречалась с Гэтсби 5 лет назад, но их разлучила война. Джей не успел позвать девушку замуж из-за совей бедности. Но вернувшись с фронта героиня замужем, и сосед Ника всеми силами пытается ее вернуть
Джей Гэтсби – одна из самых ярких личностей в литературе XX века. Кто-то считает его преследователем, для кого-то он романтик. Его действия действительно могут напоминать преследования. Герой приходит с войны и узнает о героине всё. Чем она занималась за время его отсутствия, где она живет, за кем замужем. Он грезит тем, чтобы ее вернуть. Устраивает вечеринки о которых пишут газеты, поселяется напротив ее дома, заводит дружбу с ее кузеном.
Но Гэтсби не врывается насильно в ее жизнь. Он не караулит Дэйзи, не отправляет письма и не ходит за ней по пятам. Герой просто наблюдает за ней. До знакомства с Ником он даже не пытался увидится с Дэйзи.
Герой пытается стать тем, кем он мечтает и хочет стать достойной той, кого любит. Он – мечтатель, у которого есть миссия. Гэтсби пытается быть на границе двух миров: сколотя большое состояние, он сохраняет сердце романтика и готов отдать ради любви все, что у него есть. Цель его состояния заключается в покорении Дейзи.
Опьяненный своими мечтами, Гэтсби не понимает, что Дэйзи в любом случае не пойдет за ним. Девушка не готова отказаться от своей привычной жизни и статуса ради Джея. Так как их круги влияния разные, как и они сами. Она не может и не умеет любит так, как это делает герой. В конце она осталась с тем, с кем ей выгодно и удобно. Ее воспитание не позволяет ей легкомысленно бросить все ради человека, которого она знала 5 лет назад.
Гэтсби – одиночка. Это подтверждает то, что он устраивая масштабные вечеринки, о которых писали в газетах, сам на них не появлялся, оставаясь в затишье. Он чувствует себя лишнем в мире «золотых двадцатых». Ник становится его единственным другом и это подтвержает то, что только он приходит на его похороны.
Образ Гэтсби – пример героя «потерянного поколения»: лишнего, неустроенного, пытающегося спастись в любви, где его ждет неудача. Он не верит в идеалы общества, в котором его отправили на войну, а после заставляли пойти в омут с головой послевоенных иллюзий. В попытке отстоять свою личную жизнь, он встречает несправедливость мира, которая губит его.
Подобные идеи можно наблюдать в произведениях Ремарка и Хэмингуэя, где герои пытаются наладить жизнь после войны, но терпят разочарования.
«Великий Гэтсби» - книга о мечте о любви. Об истинной и чистой любви в эпоху «фальши». Живя своими идеалами, герой не осознает того, что в реальности все по-другому, что в конечном итоге губит его.