Найти тему

Ката. Работа над ошибками

Оглавление

Комментарии к двум предыдущим статьям в очередной раз наглядно показали, что многие реально не понимают, что такое ката, чем они являются и какое место в учебном процессе занимают. Впрочем, как и то, что такое спортивная педагогика и методология... Поэтому сегодня я продолжу разговор о ката в вышеозначенном ключе.

Два вида ката

Как я уже писал, в боевых искусствах ката бывают двух видов:

  • одиночные
  • парные

Когда мы говорим ката, то в сознании большинства людей обычно всплывает образ одиночной формы ката (таолу и т.д.), принятые в каратэ или иайдо, когда один человек "ведёт поединок" с одним или несколькими воображаемыми противниками — такой обусловленный "бой с тенью". Думаю, что все, читающие эту статью, прекрасно понимают, о чём я. И именно к подобной практике ката обычно "возникают вопросы" у представителей спортивных единоборств.

Однако, в японских БИ так же широко применяется и парный вид ката, который так же является строго формализованным видом упражнений, комплексом, в котором записаны (и с помощью которых передаются) базовые техники и принципы, стратегии школы (кихон). Подобные парные ката существуют в подавляющем большинстве школ старого дзюдзюцу, а также во всех школах работы с оружием, где они занимают первоочередное место в обучении и передаче техник. Ниже, по ссылкам, я приведу несколько примеров:

Демонстрация "Наге но ката" дзюдо

Демонстрация ката школы Катори Синто-рю

Демонстрация ката школы Касима Синто

На самом деле, практически любая ката всегда является парной формой, так как и одиночные ката подразумевают парную работу в режиме непосредственно обусловленного поединка, когда каждый эпизод ката рассматривается в его практических применениях — это называется бункай (расшифровка, объяснение, анализ), который по сути представляет собой якусоку кумитэ или кумитачи на 2-3 движения.

Почему и какие возникают проблемы при изучении и отработке ката

Все разговоры о том, что ката бесполезны, ката не работают в поединке и прочие глупости связаны, как это всегда водится, не с тем, что инструмент плох, а с тем, что просто кто-то использует его не по назначению или вообще неправильно, плохо понимая, что это такое и для чего нужно. Поэтому первой причиной, естественно, будет:

Непонимание того, чем ката является и какую роль в обучении играет

Прежде всего, следует исходить из аксиомы, что если какое-то явление и метод имеют место быть, получили широкое распространение и проверены, просуществовали на протяжении длительного времени, то это не просто так и кому-то нужно, подтвердило свою жизнеспособность и результативность.

В нашем случае на протяжении столетий, т.к. например, школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, насчитывает почти 600 лет истории и первые ката были созданы её основателем — Иидзаса Тёисай Иэнао (1387 года рождения). При этом надо понимать, что саму идею ката точно не он выдумал. Не знаю, как там дела были с таолу в Китае, но подразумеваю, что к моменту того, как первые формы ката появились на Окинаве (а это, на минутку, 18 век), они явно существовали. В конце 19-го – начале 20-го многие формы были переделаны Итосу Ясуцунэ с целью оптимизации под массовое обучение в учебных заведениях. А сейчас у нас 21-й век на дворе, так что при самом скромном подсчёте тем же ката пинан уже за сотню давно перевалило.

Это аксиома №1. Аксиома №2: абсолютно очевидной истиной является тот факт, что люди, создававшие ката и использующие их в практике обучения своим боевым искусствам, осуществляли это осмысленно и целенаправленно. И уж точно не с целью того, чтобы эти методы и техники, заложенные в ката, могли быть использованы в спортивных поединках в конце 20-го – начале 21-го века. Извините, господа спортсмены, но мир не крутится вокруг ваших поединков и боевые искусства не сводятся к двоечке в челюсть и проходке в ноги.

А с целью чего тогда?

Если мы посмотрим на то, что из себя представляет ката, то увидим, что это несколько поединков, в 2-3, изредка 4 действия, суть которого отражена в пресловутом принципе иккен хисацу (кстати, в каратэ, как одна из основных концепций, он появился благодаря "заимствованию" из японской школы фехтования Дзиген-рю). Что такое иккен хисацу? Конечно, это не "одним ударом наповал", как любят многие цитировать хз кого. Концепция иккен хисацу подразумевает разрешение ситуации не с помощью противоборства, а благодаря одной единственной решительной атаки/контратаки. Именно это мы и видим в ката: любой эпизод которого состоит из:

  1. защитного действия, чаще всего являющееся контратакующим, так как блок, в случае жёсткого противодействия — го, является ни чем иным, как ударом по атакующей конечности противника. Однако, в исполнении дзю блок может быть и отводящим. Также это защитное действие может быть выполнено в виде тай сабаки — ухода/уклона с линии атаки или в комбинации с защитным действием;
  2. ответного, решающего атакующего действия, которое и реализует принцип иккен хисацу. Чаще всего в виде удара или двух.
  3. Иногда это может быть дополнено броском/сваливанием (которых очень много в ката каратэ, просто из современных "спортивных каратэка" мало кто это видит и понимает, не изучая различные уровни кихон) и добиванием.

В любом случае, практически везде прослеживается общая схема, включающая в себя такие элементы как кудзуси, цукури и какэ. А сами ката и являются ни чем иным, как учебниками, в которых описываются свойственные конкретной школе методы как выполнения этих элементов, так и их наборы и комбинации в соответствии со стратегиями и тактиками школы. Ката не созданы для драки, тем более спортивного дуэльного поединка.

Учитывая то, что принципиально из себя сейчас представляют спортивные поединки, как вы думаете, какое место может в них или для них занимать изучение техники ката? Ответ тут один — никакого. Цели разные. Решаемые задачи — разные. Техники ката предназначены для достижения целей и решения совсем иных задач, нежели победу в спортивном поединке. А какую же тогда?..

Техники ката можно сравнить с современным высокоточным оружием, типа "Калибра" — это вам не из РСЗО по площади херачить или массированную артподготовку проводить в купе с танковыми боями. Нравится кому-то или нет, вне зависимости ваших мыслей и представлений об этом, но суть будзюцу состоит именно в самообороне — это явственно видно из семантического значения самого термина. Ну, а кто хочет поспорить...

Приведите мне хотя бы одно ката, которое начинается не с защитного, а с атакующего действия.... Очень жду ваших комментариев с примером.

И вот тут, в связи со всем сказанным выше, мы подходим ко второй проблеме...

Неправильное использование ката как учебного инструмента и неправильные методы отработки ката

Естественно, что заблуждения на предмет того, чем ката являются и чем не являются, тянут за собой и метод его использования.

Ошибка №1: Думать, что смысл тренировки ката состоит лишь в отработке красивой внешней формы. Причина возникновения этой ошибки в том, что ката, по сути, являются эталоном исполнения базовой техники стиля/школы. Поэтому, чаще всего, его и используют лишь как способ для оттачивания "правильных" стоек, передвижений, блоков и ударов в различных комбинациях. Вся работа в этом случае сводится к тому, чтобы выполнять ката сольно, подгоняя их под принятый стандарт исполнения. Бункай, парная работа, в этом случае либо вообще отсутствует в "системе координат", либо же наличествует на чисто символическом уровне.

Практически каждый раз, когда я имею возможность пообщаться с молодёжью с 1-2 данами, занимающимися спортивным каратэ, я прошу показать мне их любимые ката. Мне их демонстрируют, но вот с бункаем всегда проблемы. Либо о нём вообще ничего не знают, либо же (и это единичные случаи) мне, в лучшем случае, могут продемонстрировать кихон бункай на самом примитивном уровне, типа: ну, вообще нам показывали, что это движение должно означать примерно это. И такая история происходит в 90% случаев, из которых от силы 20-30% что-то слышали про бункай.

Естественно, что при такой практике происходит полное непонимание того, что такое ката и зачем его нужно учить. В лучшем случае какой-нибудь заученный штамп о важности ката, базовой технике и т.п. Что это нужно для экзаменов или соревнования по ката. Следствие всего этого — их ката мертвы изначально и представляют из себя не более чем развивающую боевую гимнастику.

Методом исправления данной ситуации является внедрение изучения и наработки различных видов парной работы, бункай (не только кихон).

ТРЕНИРОВКА КАТА БЕЗ ИЗУЧЕНИЯ И ОТРАБОТКИ БУНКАЙ — ЭТО ОСОБЫЙ ВИД БОЕВОЙ МАСТУРБАЦИИ

Именно изучение и углублённая практика бункай разного уровня позволит практикующим подходить к изучению и практике ката осознанно, рационально, понимая, что они делают, для чего делают и, со временем, позволит им научиться видеть больше возможностей и разнообразия, скрытых в техниках, которые, являются по сути, всего лишь набором универсальных ключей. И только в этом случае можно говорить, что техники ката начинают работать.

Ошибка №2: Выполнять парные ката исключительно как парные формы, не отрабатывая сольно каждую роль. Не разбирать разные уровни и варианты бункай.

Нужно чётко понимать, что любые многократно повторяемые действия формируют у нас устойчивые нейронные связи. Чем они прочнее, многообразнее, и чем глубже "сидят" в ЦНС — тем лучше мы способны владеть, использовать навык (в данном случае технику) в разнообразных ситуациях. Проблема только парной отработки ката состоит в том, что у человека формируется динамический стереотип, который запускается с помощью определённого триггера — в данном случае действий оппонента. Это и хорошо и плохо одновременно. Взять то же Катори Синто -рю (вместо него можно с лёгкостью подставить свою школу).

Помню, когда я сдавал на 1 кю катори синто рю, то со мной произошёл конфуз: меня вызвали продемонстрировать 1 ката из 4-х на выбор экзаменатора и это была хакка но тачи, которую я знал не так уверенно, поэтому прямо перед экзаменом повторил раз 30. И вот, меня вызывают и произносят: хакка но тачи. Я встаю напротив укэ тачи и с ужасом понимаю, что не помню НИЧЕГО. Как корова языком слизала. Мой партнёр в это время сдаёт экзамен на 2 дан и должен продемонстрировать свою роль. Он смотрит на меня и по моим глазам сразу понимает весь п@здец ситуации, ободряюще кивает мне, выходит в камаэ и начинает. Далее всё происходило по принципу; "глаза боятся — руки делают", включается память тела, и я на автомате выполняю ката, ориентируясь лишь по взглядам и микрожестам головы ассистента. Так и сдал в режиме полного автоматизма.

Фактически мы имеем дело с визуальным импринтом, строго завязанным на действиях оппонента и наших реакциях на эти действия. Стоит только противнику выйти из "шаблона" действий, как всё начинает рушиться. Особенно это усугубляется, когда ката стараются выполнить на большой скорости. Учатся ли люди в этот момент фехтованию? Однозначно нет. Всё, чему они учатся — делать ката, выполнять парные гимнастические формы с оружием. Конечно, сами они так не считают, так как думают, что отрабатывают точность, контроль и кучу всего, вот только когда заходит речь о свободном поединке и применении техник из ката, то, в большинстве случаев всё становится очень печально... Во всяком случае их "фехтование" примерно такое же, как кумитэ у "катистов".

Мало того, многие даже выполнить ту роль, которую так хорошо знают и умеют делать дуэтом в сольном варианте, и то не могут, или могут, но с большим трудом.

Какой выход из данной ситуации? Прежде всего он состоит в том, что разучивать ката нужно сольно, а не с партнёром. Это позволит сконцентрировать внимание на разучивании и выполнении техники, а не на своих шараханиях от реакции на действия оппонента. Потом уже, когда необходимые действия зафиксированы, тогда уже начинается парная отработка, что позволяет сконцентрироваться уже совершено на иных задачах, например, отработки правильной дистанции, корректировки тайминга, углов и т.д. Парная работа в данном случае — это уже вторичная сенсорная коррекция техники. Первичная происходит в сольном исполнении. И всё это должно чередоваться; то есть парной и сольной работе должно уделяться равное время.

Кроме того, нужно уделять достаточное количество времени и бункай, так как парное выполнение ката как эталонной формы — это не анализ техники. Только тогда, когда мы рассматриваем каждый эпизод по отдельности и в его многовариативности, когда отрабатываем все эти варианты в виде небольших кумитачи (или кумитэ) с разным исходом, только тогда ученики учатся самостоятельно думать, анализировать и, как следствие, начинают видеть разные возможности, заложенные в технике, понимать, почему ката имеют именно такую структуру, наборы техник, какие стратегии последовательно им передаются. Как происходит последовательное развитие и углубление принципов и техник от одной ката к другой.

Так преподаю я. Именно поэтому мне удаётся параллельно преподавать как техники тайдзюцу (каратэ, дзюдзюцу и айкидзюдзюцу), так и работу с оружием (меч, дзё, бо, нагината и т.д.), включая иайдо. И при этом, какая бы сегодня у нас ни была тренировка, мы всегда работаем над одним и тем же и по одной и той же схеме. Изучаем техники и принципы с разных сторон, так сказать... Просто инструменты решения дидактических задач разнятся, в зависимости от вида тренировки.

В качестве примера мне хочется привести то, как комплексный подход используется в Такемусу Айки, на примере работы с дзё.

Во-первых, изучаются сами ката (их там цельных 2 штуки: на 31 и на 13 движений) в сольной форме (как это происходит я уже рассказывал здесь).

Во-вторых, отрабатываются дзё субури — отдельные движения с дзё, которые используются в ката.

В-третьих, у каждой ката имеется парная версия (которую обычно называют просто раскладкой) и на выходе мы имеем как сольное, так и дуэтное исполнение ката.

В-четвёртых, существует большой набор кумидзё, а так же дзёдори (отбирания дзё).

p.s. Специально для тех, кто решится покритиковать (что я, кстати, всегда приветствую и читаю с превеликим удовольствием) и сказать, что чего-то не увидел, или что автор чего-то не раскрыл, типа гора родила мышь и прочее в том же духе... Если кто-то что-то и где-то не увидел, то автор рекомендует всегда держать в голове известную фразу про суслика, а также хочет напомнить, что никогда не обещал, что будет легко. Возможно, нужно подходить не с точки зрения своих фантазий и ожиданий, а лучше учить матчасть, чтобы понимать о чём именно автор пишет?.. В любом случае я достаточно не плохо разбираюсь в предмете о котором говорю (и не говорю о том, в чём не разбираюсь), всегда говорю ровно то, что хочу сказать и столько, сколько хочу. Чего и другим желаю и не препятствую.

#ката #практика ката #боевые искусства #единоборства #каратэ #карате #иайдо #катори синто рю #кендзюцу #будо

Карате
7974 интересуются