Найти тему

И два

Есть один буддийский способ уничтожения страдания. Через расследование. Речь там шла не про физическую боль, как вы понимаете. С физической вопросов нет: болит -- лечите, нравится терпеть -- терпите.

А вот попробуйте вспомнить, какой процент занимает именно физическая боль во всем, что вам известно как собственно страдание. Буддийская дукха -- это, кажется, страдание не просто бессмысленное, но и не имеющее под собой никаких оснований.

Давайте проведем наглядный эксперимент.

Вот прямо сейчас посмотрите, пожалуйста, на то, в чем -- или чем -- вам видно какое-нибудь ваше страдание. Или дискомфорт. Или комфорт. Или переживание удовольствия.

Посмотрите на это внимательно.

А потом спросите себя, существует ли то, в чем это страдание или наслаждение вам видно -- существует ли оно объективно, то есть может ли быть испытано за вас или подтверждено хотя бы одним сторонним наблюдателем. 

.

Тут придется опять небольшой экскурс в биологию совершить, извините. Его, в принципе, можно и пролистать, там общеизвестные факты про то, как оно так вышло с человеком.

Если вы внимательны, вы могли бы заметить за собой одну штуку. Одни и те же примитивные химические механизмы, управляющие телом через боль и удовольствие, с возникновением ЦНС начинают срабатывать не только на прямое воздействие снаружи, но и на представление о таком воздействии. Очень же эргономично получается, грех было такому прогнозному реагированию не закрепиться в природе.

Замечательно тут то, что такая функциональная оптимизация от колонии инертных клеток до самостоятельно передвигающегося целеустремленного организма возникает в природе автоматически и довольно быстро. Причем безо всякой цели, абсолютно вслепую. Стоит только самим реакциям на внешнюю обстановку появиться, тут же подключается естественный отбор. Который поддерживает те ДНК, которые формируют тела с "правильными" реакциями на жизненно важные поводы. Понятно же, что организмы, слабее прочих реагирующие, или реагирующие удовольствием на вредное воздействие -- довольно быстро с круга сходят, вместе со сформировавшими такие ошибочные реакции наборами генов.

Вся доставшаяся нам по наследству засада, как обычно, -- оборотная сторона эволюционного преимущества. Нарастив себе кору, мозг по-прежнему продолжает использовать всю ту же древнюю систему самопоощрения/самонаказания. И бывает, что она у него запускается вообще на любое представление, даже не связанное с физической действительностью.

Просто потому, что идеи и желания в том же самом мозгу происходят, который себе комплексное впечатление о внешнем мире формирует. Соответствующим зонам не видно, на что они на самом деле реагируют -- на возбуждение в ответственных за восприятие участках, или на активизацию других областей, занимающихся мечтами и фантазиями. И там и там одни и те же синапсы с одними и теми же одинаковыми электрохимическими взаимодействиями.

.

Закончили с отступлением.

Посмотрите сами. Разве это не забавно, что возникшие впоследствии маркетологи, рекламные криейторы и их жертвы согласованно вертят свои сансарические колеса, подстегиваемые той же химией, которая на более ранних стадиях заставляла отдергиваться от всего слишком колючего или горячего и стремиться ко всему глюкозосодержащему или гладкому?

От того, что абстрактное мышление очень обширное, фундаментальная простота исходных стимулов не всегда бывает заметна, это да. Хотя все эти "ханни", "шугар" и "ты ж мой сладкий" -- по поводу того, что непосредственно на вкус скорее соленое или щиплющее язык -- как бэ явственно намекают.

Короче говоря. Когда вы заметили за собой страдание любой степени интенсивности, от легкого чувства дискомфорта или неудовольствия и до почти нестерпимой ментальной боли, вспомните, пожалуйста, что совсем не обязаны его испытывать.

Скорее всего, вы просто по дурной привычке раздуваете вниманием архаичное нейронное возбуждение, заложенное в конструкцию вообще не для того, чтобы вас мучить. Вас еще и в проекте не было, а оно уже прекрасно работало.

В любом случае, вы находитесь вне этого всего. Как личность, вы происходите в паре сантиметров от страдания, а один способ обмена сигналами в нейронной сети никак, вроде бы, не должен страдать от другого, происходящего по соседству. Как сознание-свидетель вы тем более ни страдания, ни страдающего тут видеть не можете -- в лучшем случае, вам была бы видна просто нейронная активность в нескольких зонах, вполне нейтральная.

Вы вместе с вашим страданием от жары или несправедливости просто кажетесь. Очень правдоподобно кажитесь, да. Но при этом оба "объекта" совершенно нереальны.

Просто не забывайте об этом вспоминать.

К удовольствию, кстати, это тоже относится.

.

Ну, и напоследок.

Давайте, например, посмотрим вот на что.

Если у вас прямо сейчас отнять все страдание, отнимется ли что-то от вас?

Если убрать все удовольствия, текущие и ожидаемые (предположим, вы бы на это согласились) -- станете ли вы меньше?

Что, если бы сейчас вас покинули текущие задачи, планы на будущее, обязательства, ожидания, воспоминания -- все мышление разом бы прекратилось -- остались бы вы в этом случае или исчезли?

Если бы на какое-то время прекратилось любое восприятие. Вот взяло бы, и перестало восприниматься вообще все -- что при этом произошло бы с вами?

Попробуйте проверить.

Ом, типа.