Найти в Дзене
Рижские рассказы

Сад на улице Коклес

О том, что в Риге есть парк «Аркадия» знают многие рижане. Он расположен прямо у железнодорожной станции Торнякалнс, есть даже одноимённая остановка общественного транспорта, да и история у парка достаточно древняя. Но есть в Риге и Малый парк Акркадия, он расположен неподалёку от своего большого брата, между лицами Маза Нометню и Коклес. Сегодня он спит сном спящей царевны и ждёт возрождения, возможно, смена названия сможет помочь? Ещё в XVIII веке в этом месте на холмах располагалась ветряная мельница, её окрестности были пустынны, ведь здесь много песчаных дюн и почва мало пригодная для посадок. К тому же с севера к дюнной гряде примыкала эспланада городских укреплений и застраивать эти участки было нельзя. Но время шло, город рос и вскоре здесь тоже образовалась частная застройка. История парка на этом месте начинается в 20-е годы ХХ века, когда участок на улице Коклес перешел в руки доцента Латвийской сельскохозяйственного факультета государственного университета Петериса Делле.

О том, что в Риге есть парк «Аркадия» знают многие рижане. Он расположен прямо у железнодорожной станции Торнякалнс, есть даже одноимённая остановка общественного транспорта, да и история у парка достаточно древняя. Но есть в Риге и Малый парк Акркадия, он расположен неподалёку от своего большого брата, между лицами Маза Нометню и Коклес. Сегодня он спит сном спящей царевны и ждёт возрождения, возможно, смена названия сможет помочь?

Искусственный холм в Малом парке Аркадия. Фото автора
Искусственный холм в Малом парке Аркадия. Фото автора

Ещё в XVIII веке в этом месте на холмах располагалась ветряная мельница, её окрестности были пустынны, ведь здесь много песчаных дюн и почва мало пригодная для посадок. К тому же с севера к дюнной гряде примыкала эспланада городских укреплений и застраивать эти участки было нельзя. Но время шло, город рос и вскоре здесь тоже образовалась частная застройка.

Вид окрестностей Мариинской мельницы в 1792 году. Картина Карла Грасса. LNB
Вид окрестностей Мариинской мельницы в 1792 году. Картина Карла Грасса. LNB

История парка на этом месте начинается в 20-е годы ХХ века, когда участок на улице Коклес перешел в руки доцента Латвийской сельскохозяйственного факультета государственного университета Петериса Делле. Он всю свою жизнь посвятил изучению плодоносящих культур Латвии и в своём саду в Пардаугаве разбил обширный сад. Здесь была целая плантация карликовых плодоносящих деревьев. В своём саду профессор Делле проводил различные опыты с растениями, на склонах искусственно насыпанной горки он планировал высаживать виноград, а в огороде выводил особый сорт сахарной свёклы, из которой потом в Латвии ещё долгие годы делали сахар.

Перекрёсток улиц Коклес и Маза Нометню с видом на огороженный сад Петера Делле. LNB
Перекрёсток улиц Коклес и Маза Нометню с видом на огороженный сад Петера Делле. LNB

Но профессор Делле не ограничился только выращиванием различных растений. Он происходил из музыкальной семьи и играл на фортепиано и флейте. В их доме в деревне была даже устроена специальная беседка, где вся семья могла музицировать. Переехав в Ригу, Делле соорудил площадку для совместных концертов в своём саду. Место для неё он выбрал на вершине невысокого холма, откуда открывался прекрасный вид на окрестности. Наверх вела лестница, а по склонам холма вились дорожки. Так в Пардаугаве появилась своя маленькая Бастионная горка.

Петерис Делле. LNB
Петерис Делле. LNB

К сожалению, во время войны вымерзли практически все растения, посаженные Делле, и пришлось думать о том, чем их заменить. После Второй мировой войны в Риге во многих местах фабричные и частные сады превращались в общественные, случилось так и с садом профессора Делле. В 1946 году Петериса Делле не стало и с 1950 году парк перешёл в распоряжение окрестных рижан. Что интересно, по своей форме новый парк стал похож на латышский инструмент кокле, как бы повторяя название близлежащей улицы.

План малого парка Аркадия в 1950 году и инструмент кокле. Коллаж автора
План малого парка Аркадия в 1950 году и инструмент кокле. Коллаж автора

Площадь парка небольшая – всего 1,4 гектара. Заново пришлось высадить много деревьев, в парке появились аллеи голландских лип вдоль улицы Маза Нометню. Были разбиты новые клумбы и цветники, у подножия горки оборудовали песочницу, подремонтировали лестницу на искусственный холм. По всему парку были расставлены скамейки для удобства прогуливающихся, здесь также отдыхали многочисленные посетители Торнякалнской поликлиники, которая открылась в одном из зданий на улице Коклес. Искусственная горка стала естественным центром парка, а его доминантой стала стрелка участка, у слияния улиц Маза Нометню и Коклес, где в центре треугольной клумбы установили скульптуру советского война работы скульптура Моисея Гриншпуна. У подножия памятника практически всегда лежали цветы. Скульптура была типовая, и хотя была всего лишь выкрашена бронзовой краской, но тем не менее со временем она позеленела. Именно такой она многим и запомнилась.

Скульптура советского солдата. 1960е годы. LNB
Скульптура советского солдата. 1960е годы. LNB

С началом второй республики жизнь сквера изменилась. Первым отсюда уехала скульптура советского война, её не стало в самом начале 1990-х, а на её месте появилась скульптура Паула Яунземса «Всадник», окрестных жителей она поражала прежде всего своей формой: один полукруглый камень балансировал на втором полукруглом камне и не падал. Только вот всадника в этом творении как то не угадывалось, и если бы не книжка Оярса Спаритиса, мы бы вряд ли узнали имя этой скульптуры. Куда делся «бронзовый» солдат неизвестно. Вслед за солдатом из парка стали исчезать скамейки, то ли окрестные жители растащили их на дрова, то ли местная молодежь порушила их, оказавшись без дела. Вандализм в парке дошёл даже до того, что потихонечку стали разваливать каменные бордюры площадки на вершине искусственного холма, а из лестницы исчезло много каменных ступенек. Городское самоуправление, похоже, совсем забыло о парке, клумбы заросли травой, песочница тоже, живые изгороди и кусты разрослись так, что иногда парк напоминал дикие джунгли. Но вдруг всё изменилось и о парке вспомнили, но уже теперь в совершенно другом «аксепте».

Скульптура «Всадник». Фото автора
Скульптура «Всадник». Фото автора

Вдруг выяснилось, что по правилам использования и развития территории Риги 2006-2018 годов территория между улицами Коклес и Маза Нометню вовсе не парк, а зона малоэтажной застройки, находящаяся к том уже в частных руках, и здесь разрешено строительство зданий до трёх этажей. Вот фирма «Грантекс» и решила осчастливить рижан очередным бетонно-стеклянным монстром, да ещё и не одним, а целыми тремя, и попутно соорудить на улице Коклес ещё и подземную стоянку. По их плану на месте несуразного «Всадника» должно появится сразу три дома разной формы, среди них маленький бассейн, возможно, даже с фонтаном. Горку, видимо, из пиетета к профессору Делле не трогать не собирались, а вот на месте его огорода должны были вырасти ещё два здания в форме буквы «Х». Проект также обещал улучшенную систему освещения, просторные подземные стоянки и прочие блага цивилизации. Для этого, правда, предусматривалось уничтожить некоторое количество деревьев, но дендрологи, согласно документации проекта, не нашли никаких нарушений.

Проект застройки парка. Фото автора
Проект застройки парка. Фото автора

И всё бы ничего, но ведь жертвой этого проекта мог стать парк – место отдыха рижан! Пусть этот парк запущен и о нём мало кто заботится, здесь убирали листья и прочий мусор, но скамеек как не было, так и нет, кусты не стрижены, клумбы заросли. Но ведь это не вина парка! Да, в окрестностях Маза Нометню уже много парков, это и парк «Аркадия», и насаждения у пруда Марас и парк Победы, но разве гулять среди бетонных коробок было бы лучше? Малый парк Аркадия служил звеном между парком Победы и прудом Марас, вдоль него проходит часть т.н. «Зелёной велодорожки» Риги, это место любят все окрестные рижане и, скорее всего, не хотят видеть здесь частную территорию с «шедеврами» современной архитектуры!

И что самое непонятное во всей этой истории был вопрос «почему»? Почему нужно строить новые здания на территории парка, для чего это надо?! Чуть дальше по улице Коклес существовал прекрасный участок, где была когда-то овощная база, теперь все постройки там снесены и участок простаивал, зарастая мусором. Для чего нужны жилые здания рядом с недостроенным комплексом на месте бывшей фабрики «Аврора», который вот уже второй год стоит пустой? Неужели в нашем городе настолько мало зданий, в которых можно было бы разместить жилые квартиры и офисы, что нужно ради очередной бетонной коробки уродовать городской парк?!

Современный вид парка. Google.de
Современный вид парка. Google.de

До 25 марта 2011 шло публичное обсуждение проекта, у каждого из рижан был шанс высказаться по этому поводу. Проект опубликован в интернете, там же была, и анкета и каждый мог выразить своё мнение по поводу этого проекта. И жители высказались против строительства. Говорят, помогло заступничество владельцев роскошных особняков между парком и прудом Марас. Город поменял участок земельный участок с парком на какой-то другой и отныне это стало городской собственностью. На том всё и кончилось.

Современный вид парка. Google.de
Современный вид парка. Google.de

Парк отстояли и о нём снова забыли. Дорожки теперь убирают, но до восстановления ещё очень далеко. Малая Аркадия спит, словно спящая красавица и ждёт, когда о ней вспомнят. Возможно, ситуацию улучшит смена названия? Можно, например, назвать это место «Парк кокле» разместить на верхушке горки каменное изваяние или даже играющий монумент в виде традиционного латышского инструмента, а в партере разместить прямые клумбы, напоминающие струны. Парковым лавочкам тоже можно было придать соответствующую форму. Вышло бы познавательно и практично, а то многие сегодня уже не знают, что такое кокле и как этот инструмент выглядит.