Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Сударыня, раз вы не вышли за меня замуж 23 года назад, я решил просить руки вашей дочери»

Удивительное дело, как порой ложатся карты судьбы. Иван Иванович Барятинский – сын «самой знатной невесты Российской империи», в девичестве принцессы Гольштейш-Бекской, в молодости влюбился в Амалию Сайн-Витгенштейн. Но со свадьбой как-то не сложилось. Сложно сказать за давностью лет, кто и что был тому виной – может быть, Витгенштейны не захотели породниться с молодым русским дипломатом, но скорее всего, маменька потенциального жениха Екатерина Петровна, сказала свое «фи». (Про принцессу Екатерину Гольштейш-Бекскую можно почитать вот тут: Мол, чего это, вы князь такое выдумали – жениться на какой-то графине. Я, ваша маменька – принцесса, ваш папенька – князь, со всех сторон природный Рюрикович. Так извольте, сын мой, соответствовать. В общем, не срослось, юношеская влюбленность двух молодых людей закончилась ничем. Амалия Витгенштейн вышла замуж за Кристофа фон Келлера, а Иван Барятинский остался на дипломатической службе. Он был недолго женат на Френсис Мэри Дюттон, дочери лорда Шерб

Удивительное дело, как порой ложатся карты судьбы. Иван Иванович Барятинский – сын «самой знатной невесты Российской империи», в девичестве принцессы Гольштейш-Бекской, в молодости влюбился в Амалию Сайн-Витгенштейн. Но со свадьбой как-то не сложилось.

Портрет работы Э.Виже-Лебрён, ок. 1804
Портрет работы Э.Виже-Лебрён, ок. 1804

Сложно сказать за давностью лет, кто и что был тому виной – может быть, Витгенштейны не захотели породниться с молодым русским дипломатом, но скорее всего, маменька потенциального жениха Екатерина Петровна, сказала свое «фи». (Про принцессу Екатерину Гольштейш-Бекскую можно почитать вот тут:

Мол, чего это, вы князь такое выдумали – жениться на какой-то графине. Я, ваша маменька – принцесса, ваш папенька – князь, со всех сторон природный Рюрикович. Так извольте, сын мой, соответствовать.

В общем, не срослось, юношеская влюбленность двух молодых людей закончилась ничем.

Амалия Витгенштейн вышла замуж за Кристофа фон Келлера, а Иван Барятинский остался на дипломатической службе. Он был недолго женат на Френсис Мэри Дюттон, дочери лорда Шерборна. Но семейная жизнь с английской аристократкой не сложилась. И собственно, никто в этом не был виноват, просто Френсис не пережила первые роды. Так в XIX веке бывало часто и не только с баронессами и графинями, но и с королевскими дочерьми тоже. Время такое было и состояние медицины.

И вот, в 1813 году, когда в Европе гремели наполеоновские войны, 45-летний чрезвычайный посланник России в Баварии, князь Иван Барятинский, вновь встретил любовь своей юности. Удивляться тут нечему, если вспомнить, что Амалия была родной сестрой графа Петра Витгенштейна, одного из командующих русской армией в Заграничном походе. И встретил не только свою старую любовь, но и ее подросших детей. Марии фон Келлер на тот момент исполнился 21 год – пора было выходить замуж и тут случился такой неожиданный жених. С одной стороны – более чем знатный. С другой – разница в возрасте все-таки приличная, когда-то давно был влюблен в маменьку.

Мария Барятинская, портрет работы Кристины Робертсон
Мария Барятинская, портрет работы Кристины Робертсон

Но разница в возрасте никого не остановила, потому что все со всех сторон получалось как нельзя лучше: Иван Иванович получал красавицу жену, Мария фон Келлер выходила замуж за одного из самых знатных и богатых европейских дворян. Да и вообще – этот брак был лишним доказательством славного русско-прусского союза, восстановившегося рукопожатием генералов Йорка и Дибича на Пошерунской мельнице.

И в итоге всего получилось очень даже хорошо.

Молодая княгиня Барятинская вдохновляла художников и скульпторов. До такой степени, что когда скульптор Торвальдсен изваял ее скульптуру, он просто отказался ее передавать Барятинским, решил, что такую удачную работу лучше оставить у себя. Поэтому теперь скульптура княгини Барятинской стоит в одном из музеев Копенгагена.

Статуя Марии Барятинской в копенгагенском музее Торвальдсена
Статуя Марии Барятинской в копенгагенском музее Торвальдсена

Иван Иванович за годы своей дипломатической работы насмотревшийся, как организовывают образцовые хозяйства, стал устраивать свои имения на английский манер. Их устройство оказалось столь удачным, что прибыльности хватило надолго. Мария Федоровна, оставшись вдовой в 1825 году, вполне могла себе позволить тратить только на наряды по 100 000 рублей ассигнациями в год. И все равно детям досталось богатств более чем достаточно.

Но самое главное – у этой пары получились замечательные дети.

Портрет князя Барятинского работы С.Ф. Александровского, 1870-е.
Портрет князя Барятинского работы С.Ф. Александровского, 1870-е.

Особенно прославился старший сын Александр Иванович. Он выбрал для себя военную службу и на ней достиг всего – закончил победой бесконечную Кавказскую войну, усмирил самого Шамиля и стал фельдмаршалом. Его младшие братья добились успехов поменьше, но тоже не затерялись в тени старшего брата.

Княгиня Леонилла Витгенштейн, Ф. К. Винтерхальтер (1843)
Княгиня Леонилла Витгенштейн, Ф. К. Винтерхальтер (1843)

А вторая дочь Леонилла в молодости прославилась как красавица, также как мама и бабушка – достаточно посмотреть ее портреты. А заодно отличилась тем, что прожила 102 года – целую эпоху: родилась в 1816 году, сразу после наполеоновских войн, а ушла в закат – в 1918-м, когда еще гремели орудия Великой войны, разрушая ее эпоху. Но история Леониллы, ставшей по мужу Витгенштейн – это уже отдельная, не менее занятная история.

-----------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.