Найти тему
Любовь Любовцова

Как я училась писать оркестровку. (По мотивам рассказа Джерома К. Джерома "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". :)

Дело было в далеком 92-ом году. Меня пригласили на Гостелерадио СССР записать 2 моих композиции в 5-ю студио ГДРЗ с оркестром.

Записи композиций уже существовали на синтезаторе, но это - совсем другое. Тут нужна была строгая партитура, которую нужно было положить на стол звукорежиссеру.

Несколько дней я просто билась в истерике :), но потом поняла, что надо что-то срочно делать... Иначе госзаписи мне не видать, как своих ушей.

Предварительно я, правда, весьма подробно ознакомилась с трудом американского дирижера Уолтера Пистона, и всем рекомендую.

Мысленно обратившись к эгрегору композиторов, что "обитают", по-моему мнению, в ноосфере, потому что для меня они живые, я получила приблизительный план действий. И вот что я придумала.

Для начала я задалась вопросом, а какую бы оркестровку по стилю я хотела бы получить? Ну, конечно, как у Чайковского! Но как?

И тогда я взяла партитуру 5 симфонии, аудиозапись этой симфонии, и начала делать странную, с точки зрения мэтров оркестровки, вещь.

Я начала учить наизусть всю оркестровку по партиям, пропевая каждую партию голосом вместе с аудиозаписью. На это ушло достаточно времени, но результат меня воистину шокировал.... И не только меня, но и ближних.

Я перестала ночью спать, потому что в голове начала крутиться симфоническвя музыка, и не моя, и не Чайковского... Причем, в стереофоническом звучании, с характерными секвенциями Чайковского! Звук уже шел извне. Я затыкала уши, но она все играла и играла. Хоть скорую вызывай. Согласитесь, опасный соблазн? Но когда я включила телевизор, и диктор Центрального Телевидения вдруг начал читать новости... стихами... красивым таким. гомеровским белым стихом, рука сама потянулась к трубке телефона... Позвонила я своему другу, детскому терапевту, который популярно мне объяснил, что я просто сейчас сплю, и надо тихонько дойти до кровати и прилечь. Я, правда, возмутилась и спросила, почему диктор говорит стихами, а ты нет.. Но спать пошла. :)

Кое-как я выползла из этого жуткого транса, в который меня отправил Эгрегор Великих. Но что удивительно! Когда я села расписывать партитуру, все пошло само-собой. Партии, голосоведение, сложная полифония инструментов оркестра стали приходить в голову естественным образом! Я их не придумывала вовсе. И это все состоялось! Единственное, что пришлось сделать перед записью, это попросить расставить концертмейстера 1-ых скрипок (оркестр Дударовой) расставить смычки вверх и смычки вниз, и согласовать позиционность игры, хотя и это все стояло в моей партитуре на всякий случай, потому что сама немного играла на скрипке и этим интересовалась, в свое время (зачем-то).

Последнее, что осталось сделать, это встать за дирижерский пульт, так как это был очень камерный, приглашенеый состав без Вероники Дударовой.

Ничего невозмозможного нет! Эгрегор Великих всем в помощь!

Так что: "Брюкву не следует рвать руками - лучше позвать мальчика, чтобы он залез на дерево и потряс его" (Джером К. Джером). :)

(На фото итальянский дирижер Артуро Тосканини.)