Найти тему
217K подписчиков

«Чистые сердцем Бога узрят». Что это значит? Объясняет Алексей Осипов

6,1K прочитали

Как понимать евангельскую фразу «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», рассказал заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Богопознание начинается только там, где начинается постепенное очищение души. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». То есть познают Бога. Речь идёт не о внешнем видении. Бог — есть Дух. Дух невозможно увидеть. Речь идёт о соединении подобного с подобным.

Поэтому мы видим, что всё святоотеческое богословие направлено на одну цель — изменение своего внутреннего состояния. Отцы говорят, что все наши знания о Боге — лишь настолько полезны и нужны, насколько помогают нам начать изменяться. Если эти знания у меня есть, а я каким был, таким и остался, получается балласт, ничего не дающий.

Богопознание совершается только на почве единения человеческого сердца с Богом. Это единение возможно только при условии постепенного очищения сердца от страстей.

Очень важный момент. Можно победить почти все страсти, быть совершенным праведником и в то же время быть сущим сатаной. Почему?

Что такое чистота сердца? Обратите внимание, кто первым вошёл в рай? Разбойник, висевший по правую руку от Христа. Как вы думаете, победил ли он все свои страсти? Конечно же, нет. Когда ему было побеждать? Он только на кресте осознал. Зато другой разбойник вообще ничего не осознал, он просил Господа спасти себя и их. А правый разбойник произнёс: «Достойное получаем по делам нашим… Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём».

Я — ничто, и в Царствие Небесное я никогда не попаду. Мне уготован только ад. Именно такие мысли были у него. Поэтому он просил Господа помянуть его в Царствии Небесном. И Что же произошло потом? В ответ он услышал:

«Сегодня же будешь со мной в раю».

Что же такое чистота сердца? Ведь нельзя же войти в рай с грязным сердцем. Мы часто не понимаем это положение христианской жизни, без которого никакого богопознания не бывает.

Оказывается, самым загрязняющим наше сердце является не что иное, как самомнение.

Об этом великолепно сказал Феофан Затворник:

«Сам дрянь дрянью, а всё твердит: «Несмь якоже прочии человецы!»

Вот корень и источник всей грязи, которая стоит стеной между человеком и Богом.

Даже, все те тяжелейшие преступления, которые совершил правый разбойник, оказались разрушены перед лицом этого потрясающего осознания своей греховности, осознания того, что я не достоин быть в раю. Вот в чём чистота сердца.

Разными путями приходили люди к чистоте сердца. Некоторые, как этот разбойник, страдали от своей негодяйской жизни. И Бог дал ему возможность перед смepтью осознать мерзость своей жизни. Осознать, раскаяться и смириться до предела. Вот где чистота сердца.

Есть другой путь. Это путь труда над своим сердцем, над очищением своей души. Прежде всего, очищение своих внутренних, никому не видимых мыслей, желаний, целей. Дурных целей.

Внутри человека проходит самый главный процесс. Всё, что мы делаем вовне, является результатом нашей внутренней жизни.

Всё внимание должно быть направлено на то, чтобы сохранить сердце своё чистым, насколько это возможно. Бороться со всем дурным в себе. Как сказал святитель Иоанн Златоуст:

«Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».

Разбить младенца о камень — это сразу же расправляться с зарождающимися страстями. Вся борьба происходит внутри нашей души. Здесь мы созидаем чистоту или же оскверняем свою душу, а, значит, и всю свою деятельность.

Как правило, мы не придаём никакого значения своим мыслям, не понимая, что этот акт — духовный. А Бог — есть Дух. И, в конечном счёте, мы вступим в духовный мир, и поэтому всё, что совершается в области нашей духовной жизни, окажет на нас влияние роковое или, напротив, самое положительное.

Если мы обратимся к святоотеческому учению, то увидим здесь удивительные вещи. Поражает то, чего достигали величайшие святые.

Умирает Сисой Великий. Собрались его друзья-сподвижники. И вдруг лицо Сисоя засияло как солнце. И все услышали, как он что-то шепчет. Его спросили, о чём он молится. Он ответил, что просит у Бога дать ему ещё время, чтобы покаяться.

Казалось бы, Сисою ли каяться? А сам он не был уверен, что положил начало своему покаянию.

Святой Пимен Великий говорил, что куда ввержен сатана, туда и я буду ввержен.

Макарий Великий молился так: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою…»

Николиже — то есть никогда не сотворил ничего хорошего перед Тобою. Макария, между прочим, называли земным Богом. Он с любовью относился к тяжко согрешающим людям — убийцам, насильникам, бандитам…

Всю жизнь отцы трудились над очищением своего сердца. И они приходили к одному знаменателю — приобретали видение, насколько они не чисты перед Богом, и смирялись.

Чистота сердца — это смирение, которое проистекает из видения, что я без помощи Божьей ничего доброго сделать не могу.

Подвижник Георгий Затворник говорил: «Ни одной страсти не можем мы победить. Но мы должны побеждать, поскольку сказал Он: «Будьте совершенны, как Отец Небесный совершен есть».

Чистота сердца — это смирение. Только оно уничтожает все страсти. Потому что только там, где есть смирение, возможно действие Божье. Бог гордым противиться, смиренным даёт благодать. Это, действительно, так.

И тот факт, что все мы находимся в болезнях, скорбях, суете, нужде, заботах, говорит нам о том, что мы считаем себя хорошими. И до тех пор, пока мы считаем себя хорошими, никакого Бога мы не познаем.

Познание своей греховности, смирение и познание своего бессилия исцелить свои страсти ведут нас к богопознанию.

Святой Пётр Дамаскин писал:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской».

Ещё статья: Как стать счастливым? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение