В первый день месяца Мухаррам 1212 г. по хиджре* (26 июня 1797г.) в дагестанском ауле Гимры в семье кузнеца родился мальчик. Назвали его Али. В детстве Али часто болел и даже заразился занесенной в село оспой. Хворь отнимала жизнь мальчика, хакимы* были бессильны перед болезнью, и тогда отец, Дэнгау-Магома и мать, Баху-Меседу, вспомнили про древний обычай смены имени. С последней надеждой родители отправились к мулле, чтобы он выбрал их чаду достойное имя из Корана. Мулла посоветовал имя пророка: Шамуил.
Так передают сказания. Мальчик не только выздоровел, он с малолетства начал упражняться в ловкости и выносливости, был самым быстрым в беге среди мальчиков и юношей окрестных сел. В ловкости он мог посоревноваться с юношами, что были на несколько лет старше него, а в беге всегда был первым. Никто не мог перепрыгнуть через канат, натянутый на уровне головы взрослого человека, кроме Шамуила.
Дружил Али, теперь уже Шамуил, с односельчанином Гази-Мухаммадом, который был на два года старше. Мальчики вместе упражнялись, передавали друг другу знания.
Учиться Шамуил начал в 6 лет. Сначала его обучили грамоте – арабскому письму и языку, аварскому письму арабскими буквами. Вместе с обучением грамматике шло обучение математике, затем – риторике, логике, философии, юриспруденции. Шамуил блестяще овладел арабским языком, говорил на тюркском, который был языком межнационального общения в Дагестане, и, в частности, на кумыкском, языке соседнего с маарулал* народа. Обучением в одной школе Шамуил не довольствовался, и он переходил из селения в селение, беря знания у разных алимов. Его учителями были такие видные ученые, как Саид Араканский, Джамалуддин Казикумухский, в честь которого он назовет своего первенца, Шала-Кади Лачинилау из Хариколо, Мухаммад аль-Яраги (Магомед Ярагский) и др.
Обучению Шамуил посвятил 10 лет, но это отведенные урокам, а учиться и пополнять свои знания он продолжал на протяжении всей своей жизни. Шамуил – Шамиль по-новому – обладал широким кругозором и проницательностью ума.
1829 г. Гази-Мухаммад бросает клич во все аулы Дагестана, призывая объединиться и встать на борьбу. Шамиль встал рядом со своим товарищем, избранным имамом Дагестана. В 1832 г. при сражении в ауле Гимры мюриды были заперты в башне. Гази-Мухаммад выпрыгнул из башни и погиб на остриях штыков. Шамиль сделал невероятное: он выпрыгнул на большое расстояние (некоторые называют расстояние 16 м), получил сквозную рану в бок, но, отбившись, ушел. На сырой земле провел Шамиль ночь, а затем добрался до врача Абдул-Азиза, своего тестя. Жизнь молодого воина висела на волоске, три месяца о нем ничего не было слышно, и многие думали, что и Шамиль погиб. Но выжил. Еще через три месяца у Шамиля родился сын, которого нарек он именем дорогого сердцу друга, о котором скорбел и которым гордился.
Гамзат из Гоцатля был избран вторым имамом Дагестана. И ему Шамиль предоставил свою саблю и свою жизнь. В 1834 г. после убийства Гамзат-бека стать имамом предложили Шамилю. Дважды он отказывался, а на третий раз согласился.
Двадцать пять лет Шамиль был имамом. Много сражений было за эти четверть века. Порох и дым застилали аулы, пушечные ядра разрушали жилища, а поля орошались кровью. Горы Салатау и Анди содрогались от битв, из которых самыми жестокими были битвы в Салта и Ахульго. В Ахульго Шамиль потерял одного сына, отдал в аманаты другого, а третьего спас, вырвавшись из окружения. Невероятный прыжок через Койсу с раненным в ногу шестилетним сыном до сих пор вызывает удивление у многих. Отданный им в аманаты сын вернулся, но умер на руках отца – всего через три года… После поселения в Калуге дали о себе знать все раны, полученные Шамилем, но больнее ему было от смерти любимых своих дочерей. Ночи проводил он в бдении, размышляя над священными книгами, совершая молитвы. Одно у него осталось желание: посетить святые земли. И седой уже старец отправился в Мекку и Медину и там нашел покой.
Семья имама Шамиля.
От жены Патимат, дочери Абдул-Азиза из Унцукуля, у него было пятеро детей – три сына и две дочери: Джамалуддин, Гази-Мухаммад, Мухаммад-Шафи, Нафисат, Патимат.
От жены Джавгарат, уроженки аула Гимры, был сын Саид.
Жена Загидат была дочерью наставника Шамиля Джамалуддина Казикумухского. В браке родились дочери Нажабат и Баху-Меседу, а также сын Мухаммад-Камиль (уже в Калуге).
Жена Шуайнат (урожденная Анна Уллуханова) родила имаму несколько детей, но младенчество пережила только дочь Софият.
Патимат (жена имама Шамиля) в 35-летнем возрасте умерла и была похоронена в чеченском селении Элистанжи в 1845 г.
Джамалуддин был отдан аманатом при осаде Ахульго в 1839 г., возвратился на родину в 1855 г. Через три года умер от туберкулеза. Похоронен в с. Карата.
Саид в годовалом возрасте погиб в Ахульго. Штыком в голову была ранена Джавгарат – рана оказалась смертельной. Рядом с матерью вскоре умер и младенец, тоже раненный. Через год Шамиль пришел к месту гибели жены и сына, вывез их из пещеры и перезахоронил на кладбище.
Гази-Мухаммад, соратник отца, в 18-летнем возрасте стал наибом с. Карата. После окончания войны проживал в Калуге, в Киеве, а при получении разрешения покинуть Россию поселился в Османской империи. Был офицером турецкой армии, вышел в отставку в чине маршала. В 1851 г. женился на дочери мудира Даниял-бека Элисуйского Керимат. Жена Гази-Мухаммада была прекрасна, по описаниям, ее даже прозвали розой Кавказа. Такого восхваления лика впервые Керимат удостоилась от плененных грузинских княгинь. Но кавказская роза зачахла на чужбине и умерла в 1862 г. Ее перевезли в г. Нуху (Шеки) и предали тело родной земле. Во втором браке с Хабибат, дочерью Давудилава из Чоха, появилась дочь, нареченная Нафисат, но прожила совсем недолго. Родившуюся почти сразу после смерти сестры девочку назвали именем умершей сестры. Эмире Нафисат, выросши, стала женой Шхапли Османа Фарида-Паши, губернатора Медины. Гази-Мухаммад умер в 1902 г., похоронен в Медине на кладбище Джаннат-аль-Бакия рядом с отцом.
Мухаммад-Шафи, родившийся в 1839 г., в совсем юном возрасте уже принимал участие в военных действиях. В детстве был шаловлив, как описывали его современники, делал то, что ему нравилось. Беспрекословно слушался только отца. После Кавказской войны, в 1861 г., с позволения отца вступил в Российскую армию. Первая жена Мухаммада-Шафи была Аминат, дочь наиба Инкав-Хаджи из Чоха. Поженились в 1858 г., через четыре года родился сын. Младенец умер, а его смерть подкосила здоровье Аминат. В 1864 г. армейское командование дает сыну Шамиля полугодовой отпуск, чтобы тот сопроводил жену "для поправки здоровья в родном климате". Но родной климат и старания докторов не помогли, она умерла от туберкулеза в 1865. Мухаммад-Шафи женился второй раз, от жены Джарият появился сын Мухаммад-Загид. В 1887 г. сочетался браком с дочерью почетного гражданина Казани Апакова Биби Марьям. В браке родились дочери Патимат-Захра и Нафисат. Жил в Англии, Франции, Италии. В 1885 – генерал-майор. Умер в 1906 г.
Мухаммад-Камиль родился в 1863 г. Местом жительства выбрал Турцию. Умер в 1951 г., похоронен в Стамбуле.
Первая дочь имама Шамиля родилась в 1842 г. По описаниям современников, она была очень спокойной, красивой, грациозной девушкой. Нафисат стала женой Абдурахмана Казикумухского, сына учителя и тестя Шамиля. Первая внучка имама Шамиля появилась именно в этой семье, назвали ее Магазат. После перезда в Калугу дочери имама Шамиля плохо переносили сырой климат чужой местности. Нафисат занемогла, а вскоре умерла от чахотки (1866 г). Абдурахман и Мухаммад-Шафи привезли ее на родину и похоронили на родовом кладбище в ауле Гимры. Шамилю и Гази-Мухаммаду не было разрешено выезжать в Дагестан. Муж Патимат жил сначала в Турции, затем в Дагестане. Был алимом. Умер в Казикумухе в 1901 г. Магазат прожила жизнь в Турции, похоронена на кладбище Караджа-Ахмад.
Патимат (Фатимат) 1845 года рождения. Вышла замуж за Абдурахима, второго сына Джамалуддина Казикумухского. У пары родился сын, но умер в младенчестве. Муж Патимат поступил на военную службу и, когда семья Шамиля (кроме сыновей) отправилась в хадж в 1869 г., он не смог выехать с ними, но разрешил ехать Патимат. После паломничества Шамиль и его домочадцы жили в Медине, где Абдурахман навещал свою жену. Вскоре после смерти Шамиля (1871 г.) умерла и Патимат, вторая его дочь.
Нажабат родилась в 1846 г. Как вспоминали грузинские княгини Орбелиани и Чавчавадзе, девочка была бойкой, живой, но послушной и души не чаявшей в отце. Княгини Орбелиани и Чавчавадзе, несколько месяцев жившие у Шамиля, часто видели, как имам гулял во дворе с Нажабат, взяв ее на руки и ласково что-то нашептывая. Стопы ног девочки были заворочены внутрь; Шамиль боялся, что неправильные действия врачей навредят дочери, но оставлять ребенка калекой не хотел. Аполлон Иванович Руновский, приставленный к Шамилю в Калуге, пригласил врача Людвига Кржижановского, и тот без хирургического вмешательства, ставя и часто меняя накладки, выправил ступни. Процесс занял несколько месяцев. Нажабат, девятилетняя девочка, молча переносила все процедуры. Подросши, она вышла замуж за Давуда, сына наиба Мухаммада-Амина, который проживал в Черкесии. Мухаммад-Амин был другом Шамиля,часто навещал с родными имама в Калуге. Молодым не довелось прожить долго: плывя в Турцию, Давуд скончался на корабле. Вскоре Нажабат родила ребенка, но и младенец умер. Третья дочь Шамиля ненадолго пережила мужа и сына. Умерла она в Стамбуле.
Софият (Сапият) родилась в 1854 г. В мае 1870 г. в Медине Софият умерла – раньше своих родителей. В письме Гази-Мухаммаду и Мухаммаду-Шафи имам Шамиль писал: "Скончалась моя дочь и ваша сестра Софият. Болезнь у нее была такая же, как у Нафисат. Мы сделали все положенное, совершили джаназа-намаз и похоронили Софият на кладбище Джаннат-аль-Бакия. Мать ее, Шуайнат, безутешна; мы молимся о Софият, о чем просим и вас".
Баху-Меседу, названная в честь матери дочь Шамиля от Загидат, появилась на свет в 1856 г. Чахотка тронула и ее, в возрасте 19 лет девушка умерла. Замужем не была.
Загидат, Шуайнат и их дети выехали с Шамилем на хадж в 1869 г. После смерти имама Шамиля – 1871 г. – Гази-Мухаммад испросил разрешение на выезд для присмотра за семьей, его просьба была удовлетворена. Вывез он и свою семью. С оставшимися за границей членами семьи они проживали в Стамбуле.
Прожил имам Шамиль почти 74 года, из которых 29 лет провел в войне. Жизнь имама не была простой, он многих потерял, многое видал. Отрадой Шамиля были его дети, но и они умирали у него на глазах. Не только в военное время. Видя, что недуг, сразивший его первого сына Джамалуддина, губит его дочерей и жен сыновей его, Шамиль выразил желание переселиться в другой город. Но было слишком поздно. В Киев семья переехала лишь в 1868 г., откуда в мае 1869 отправилась в паломничество. Назад никто не вернулся. Софият 13 мая 1870 г. умерла на руках родителей, Шуайнат пережила дочь лишь на 7 лет. Загидат ушла вслед за мужем спустя несколько месяцев. Последовала за отцом и Патимат. Имам Шамиль умер 4 февраля 1871 г. в Медине.
*Хиджра – здесь: мусульманское летоисчисление.
*Хакимы – здесь: врачи.
*Маарулал – аварцы, самоназвание этноса.