Найти тему
Ирина Адамова

"Данте архитектуры" Антонио Гауди.

Испанский архитектор Антонио Гауди может быть причислен к лику святых, а 7 его творений внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенные им здания как будто пришли из иных миров или сновидений. Его называют «тореадором архитектуры», «поэтом камня», «Данте архитектуры». Он является крупнейшим мастером ар-нуво, опередившим не только свою эпоху, но и современность. Чутьем гения он устремлен в загадочное будущее.

Гауди называют «гением места», большинство его творений находятся в Барселоне, и именно они стали лицом столицы Каталонии. Своим главным источником вдохновения Гауди считал природу и старался максимально передать красоту окружающего мира в цветовых решениях, архитектурных изгибах и сложных формах.

-2

Родился Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (полное имя архитектора) 220 лет назад, 25 июня 1852 г., в небольшом городке в Каталонии. Антонио стал самым младшим, пятым ребенком в семье. Его отец был котельных дел мастером. Ревматоидный артрит, которым Антонио страдал с детства, наложил сильный отпечаток на формирование его личности. Всю жизнь он вынужден был носить особую обувь, которую либо специально разнашивали, либо размягчали кувалдой. Зато болезнь сделала Гауди внимательным и вдумчивым наблюдателем.

В 1873 г. он поступил в Провинциальную архитектурную школу в Барселоне. Его первыми проектами стали газовые фонари на Королевской и Дворцовой площадях и Национальном бульваре Барселоны.

-3

Поворотным моментом в биографии молодого архитектора оказался заказ хозяина магазина перчаток, для которого Гауди спроектировал стенд для Всемирной парижской выставки 1878 г. Богатый промышленник Э. Гуэль был настолько впечатлен витриной, что захотел познакомиться с автором. Так начался союз творца и мецената, который привел к созданию проектов, определивших облик Барселоны. Именно Гуэль сделал архитектора знаменитым, представив его влиятельным заказчикам.

Вилла Эль Каприччо
Вилла Эль Каприччо

В 1880-х гг. Гауди реализует ряд знаковых проектов - дом Висенс, виллу Эль Каприччо (находится за пределами Барселоны) и др. Антонио становится одним из самых модных архитекторов Барселоны. Он возводит жилые дома (Кальвет, Мила, Бальо), которые становятся значимыми достопримечательностями города.

Дом Висенс
Дом Висенс

Владелец фабрики по производству плитки и кирпича Мануэль Висенс заказал архитектору строительство летней семейной резиденции. Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, расположенных в шахматном порядке. Выбор этих материалов послужил наглядной рекламой деятельности главы дома.

-6
-7

Дизайн дома выполнен в стиле нео-мудехар, отсылающем к испанской архитектуре времен средневековья. Но уже тогда был заметен узнаваемый почерк Гауди, обращавший на себя внимание своей оригинальностью. По всему периметру здания расположены многочисленные декоративные элементы - эркеры, балконы, башенки, выступы фасадов. Вокруг дома был разбит сад, в котором Гауди спроектировал фонтан, часть ограды и ротонду в форме листьев пальмы. Дом в ХХ в. несколько раз менял владельцев, и до наших дней эти детали не сохранились. В 2005 г. Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017 в нем открыли музей.

-8

В 1900 г. к Антонио Гауди обратилась жена промышленника Ж. Фигераса с просьбой построить дом на месте бывшей резиденции короля Мартина Арагонского, с которым связывают расцвет Каталонии. Когда архитектор взялся за дело, от резиденции оставались лишь несколько стен и внутренний двор. Гауди бережно относился к истории, поэтому старался максимально передать дух средневековья в этом проекте. Внешне дом похож на замок, дополненный яркими деталями в неповторимом стиле архитектора. Torre Bellesguard увенчана характерным для архитектуры Гауди крестом, украшенным красной и желтой мозаикой — цвета каталонского флага. Благодаря этому шпилю компактное квадратное здание выглядит более массивно, его высота в 2 раза превышает длину. В этой работе Гауди сохранил прямые линии, которых тщательно избегал в других проектах.

-9

Парк Гуэль, расположенный в верхней части Барселоны, получил имя заказчика и стал последним проектом, который Гауди выполнил для предпринимателя. На территории более 17 га размещаются жилая часть и зеленые зоны садов. При входе в парк находятся 2 здания, похожие на сказочные пряничные домики. Правый павильон с декоративной башней (пинакл) и пятилучевым крестом был создан для администрации парка, левый - для привратника. Центральное место в парке занимает большая верхняя терраса, с которой открывается панорамный вид на Барселону. Чтобы можно было наслаждаться видом в комфортных условиях, Гауди установил на террасе длинную, изогнутую в форме змеи скамью.

-10

Гауди очень бережно относился к природному ландшафту, поэтому старался сохранить деревья, которые росли в парке. Он создал специальную систему полива растений с помощью виадуков, колонны которых стилизованы под стволы деревьев. За свой необычный вид они получили название «Птичьи гнезда». В 1963 г. в коттедже на территории парка, где жил Гауди, был открыт дом-музей его имени.

-11

Дом Бальо представляет собой реконструкцию первоначального здания, расположенного на одном из самых главных бульваров в центре Барселоны, которым с 1900 г. владел текстильный магнат Х. Бальо. Из-за каркаса, похожего на клетку, и вертикальных элементов, напоминающих своими изгибами формы человеческого скелета, здание прозвали «Дом костей».

-12
-13

В 1884 г. Гауди возглавил строительство храма Святого Семейства. Это грандиозное сооружение остается самым знаменитым и противоречивым творением Мастера. Храм также является самым известным долгостроем в мире: работы ведутся уже почти полтора столетия, их планируют закончить к 2030 г.

Финансирование проекта осуществляется только за счет пожертвований прихожан, которые поступают «неравномерно», что сильно тормозит строительство. Во время Гражданской войны в Испании мастерская Гауди сгорела вместе со всеми макетами и эскизами церкви. Они были частично восстановлены в 1939–1949 гг., и по этим моделям продолжилось дальнейшее строительство. В 2010 г. храм был освящен папой Бенедиктом XVI, в нем проходят ежедневные богослужения.

-14

Саграда Фамилия спланирована в форме латинского креста, с апсидой и крытой галереей для прогулок. У здания 3 фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Они символизируют рождение, смерть и воскресение Христа. Над каждым должны возвышаться 12 башен, по числу апостолов, и еще 6 планировалось возвести над центральным нефом. Они должны быть посвящены Деве Марии, 4 евангелистам и Иисусу Христу. Башня Христа высотой 167 м станет вторым по высоте объектом в городе, так как по замыслу Гауди, человеческое творение не должно быть выше божьего - горы Монжуик.

На момент смерти архитектора базилика была завершена всего на 20%. Гауди успел построить только часть апсиды, восточный фасад и крипту, в которой его похоронили. Он предполагал, что не доживет до окончания проекта, и на вопрос о сроках отвечал, что его «клиент никуда не торопится».

В настоящее время ведется строительство третьего фасада (Славы) и идет оформление интерьеров храма. На территории также есть дом-музей Гауди и школа. Примечательно, что все это время строительство храма было незаконным, поскольку на него не было официальной лицензии. В 2019 г. лицензия была получена, и вековой конфликт разрешился. Руководство храма согласилось выплатить мэрии города 36 млн. долларов с рассрочкой на 10 лет.

-15

К 60 годам Гауди потерял всех своих родственников и остался совсем один. Он все больше замыкался в себе, любил проводить время в одиночестве. Мастер превратился в аскета, больше похожего на нищего, чем на богатого и уважаемого архитектора. Его внешний вид сыграл определенную роль в его гибели. Во время прогулки Гауди попал под трамвай, и никто не узнал в нем известного архитектора. Через несколько часов он был доставлен в больницу для бедных, в которой умер через несколько дней.

Антонио Гауди умер 10 июня 1926 г. и был похоронен в храме Святого Семейства, которому посвятил большую часть своей жизни. У архитектора была необычная манера работы. Он производил нужные вычисления в уме, используя в качестве главных инструментов воображение и интуицию, и лишь после этого воплощал свои идеи в камне.

Ссылки на статьи автора о памятниках архитектуры:

1. Статья о Китайском дворце Екатерины II в Ораниенбауме: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29

2. Статья о Елагиноостровском дворце: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/elagin-dvorec-vnov-gostepriimno-raspahnul-dveri-dlia-posetitelei-posle-restavracii-612d37178079432d4856851a

3. Статья о Мраморном дворце: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/unikalnyi-dvorec-iz-mramora-na-naberejnoi-nevy-v-peterburge-6111951a9596b6486d6cc615