Найти тему
Методист.54

Авторские образовательные программы больше не авторские: размышления педагога

Оглавление

"Авторских образовательных программ не существует! Всё уже давно написано!" - такие слова прозвучали в адрес педагогов дополнительного образования, представивших на конкурс "Арктур" авторские образовательные программы.

Автор: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования, магистр медиаобразования.

Кстати, в законе об образовании прописано, что педагог имеет... право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы...

Значит авторские программы могут существовать, только возникает вопрос: Как доказать авторство?

Фото из личного архива. Всероссийский профессиональный конкурс "Арктур-2022".
Фото из личного архива. Всероссийский профессиональный конкурс "Арктур-2022".

Как понять грань между авторским компонентом и отличительной особенностью программы?

Наверное, подразумевается, что за годы существования системы дополнительного образования все возможные программы уже давно написаны. И современные педагоги только модифицируют существующие программы. 

Этот факт мне, как педагогу с тремя авторскими программами, принять очень-очень сложно. 

В чём степень авторства программы? Где заканчивается модифицирование и начинается авторство? 

Например, программа по журналистике. Понятно, что я не изобретаю правила журналистики, а передаю детям знания о существующей веками профессии. Понятно, что я использую учебники, методические пособия. Но ведь я разрабатываю свою модель преподавания, у меня свои методические наработки, свой подход к организации образовательного процесса. В конце-концов у меня свой профессиональный уникальный опыт в журналистике, который я также передаю детям. 

Сможет ли по моей программе в полной мере работать другой педагог? Сомневаюсь. Для этого ему надо обладать моим багажом знаний и опыта. Впрочем как и я не смогу преподавать по авторской программе другого педагога-журналиста. 

Мы можем вдохновиться идеями, педагогическими находками друг друга, и применить их в своих программах. Но это не модифицирование, это обмен опытом. Для того и проводятся семинары, конференции, конкурсы в конце концов. 

И как быть с авторством программ по таким новым направлениям как виртуальная реальность и 3D-моделирование. Возможно в Кванториумах и Точках роста, где педагоги организованно проходят государственные курсы переподготовки, они преподают по каким-то типовым программам. Но мы, педагоги обычных центров дополнительного образования, ищем себе курсы сами и программы себе пишем сами, без опоры на какие-то типовые. 

Кстати, я даже не уверена существуют ли такие типовые программы, я их не видела. Хотя уже два года преподаю виртуальную реальность и год 3D-моделирование.

И такие программы тоже не считаются авторскими? 

Работаете ли вы по авторским образовательным программам? И что думаете об утверждении из первого предложения? 

Индивидуальный подход: обновление образовательной программы. Часть 2
Методист.543 сентября 2021