Роман взросления жанр немолодой, в нем успел отметится и сам Лев Николаевич. Его «Детство. Отрочество. Юность» не что иное как роман взросления от первого лица. Правда, как и почти всю классическую русскую литературу его скучно читать в школьном возрасте. Зато интересно становится перечитывать во взрослом. Так что обязательно воспользуйтесь моментом и перечитайте, вам откроются новые смысловые слои.
В числе классиков, отрефлексировавших переход героя на новый уровень сознания, были Николай Гарин-Михайловский, Сергей Аксаков, Максим Горький, Владимир Набоков и многие другие. По большому счету их произведения считаются мемуарами, воспоминаниями о детстве, а не романами взросления в строгом смысле этого слова.
Роман взросления чаще всего рассказывает о вымышленном персонаже. Он показывает нам героя в самом начале и в самом конце определенного отрезка пути, и мы видим разницу между тем, каким он был и каким стал. Как правило, в этих романах есть горькое послевкусие, щемящая тоска по ушедшему, но и приятное предвкушение новой жизни и нового тебя.
Однако путь, который изменяет героя, необязательно должен тянуться из детства в молодость. Это не обязательно роман о подростковом возрасте, хотя подростки чаще всего становятся в нем главными героями. Это роман о переходе, об изменении личности. А момент изменения может наступить и у взрослого человека.
У Федора Михайловича Достоевского есть «Подросток». Это очень сложный роман, и если очертить его одним предложением, то он об обстоятельствах реального мира, которые могут сломать любого человека. Это исследование «души подростка смутного времени», погоня за идеалами и идеями... В каком-то смысле «Преступление и наказание» тоже можно назвать романом взросления, ведь оно показывает нам нравственнопсихологическое развитие героя.
У Ивана Александровича Гончарова, например, заглавному герою «Обломова» в начале романа слегка за тридцать. А в конце слегка за сорок, тот самый кризис среднего возраста, когда многие взрослеют по-настоящему. В общем-то, грустный очень роман про большинство из нас. Про запоздалое осознание и не реализовавшиеся мечты, ради которых нам лень даже с дивана встать.
Другой его роман «Обыкновенная история» рассказывает про провинциального молодого человека, чье романтичное представление о жизни и любви меняется под беспощадной реальностью. В чем-то перекликается с "Подростком".
Очень много было создано романов взросления, или как их еще называют, романов воспитания, в советское время. Романы о формировании мировоззрения героя создавались и теми писателями, которые покинули страну, и теми, которые остались. Правда, первыми руководила тоска по родине, вторыми – партия. Стояла задача создания нового человека, отличавшегося сильными нравственными идеалами и принципами. Конечно же, было довольно много произведений, обращенных прежде всего к детям, подросткам, молодежи. Вот лишь несколько советских романов воспитания, которые вы наверняка читали, ну или хотя бы о них слышали: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Школа» и «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой и другие.
Современные российские авторы вольны не выполнять заказ партии, а писать романы взросления, так сказать, от души. Кто-то пишет по следам собственной юности, рефлексируя свою жизнь, как классики, кто-то вкладывает в книги подсмотренные и подслушанные у чужой жизни истории, приправляя их порой причудливой фантазией.
Как, например, Наиль Измайлов в романе «Убыр» (2012). Главному герою пришлось взрослеть в мире взрослых-зомби, порабощенных чудовищами из татарского фольклора - убырами. Родители-зомби ведут себя странно и опасно, и наш герой вынужден спасаться сам и защищать от них младшую сестру. Реальность и сказка, ужас и волшебство причудливо смешались в этом романе, в котором героя может спасти только он сам. И заходя в страшный лес, где живут убыры, ради спасения близких, герой знает, что никогда не будет таким, как прежде.
Журналистка Анна Красильщик (Наиль Измайлов, кстати, тоже журналист) свой роман взросления «Три четверти» (2017) не стала помещать в антураж метафор и фэнтези, а посвятила девочке, чье взросление пришлось на 90-е годы. Смена школы, травля одноклассников, влияние новых друзей, первая влюблённость, сложные отношения с родителями — все это так узнаваемо в 12 лет. Мы все помним свое взросление, пришедшееся на 90-е...
Повесть Валерия Воскобойникова «Все будет в порядке» (2017) уже о взрослении более современного мальчика. Он мечтает выдать маму замуж, чтобы она не была одинока. Вместе с ним взрослеет и его мама, молодая красивая женщина с активной гражданской позицией, за которую она однажды была задержана милицией. Но все в повести заканчивается хорошо, как и пообещал автор.
Если хочется большой глубины и сильных впечатлений, советуем «Дом, в котором...» (2009) Мариам Петросян. Мы уже писали о нем в предыдущем обзоре романов взросления. Напишем и еще раз. Дом — это интернат для детей с инвалидностью, внутренний распорядок Дома устроен чрезвычайно сложно, и физические законы далеко не всегда действуют как в обычном мире. Героев много, и у каждого свои беды и страхи. Не то фэнтези, не то магический реализм, но «Дом...» не отпускает так просто и своего читателя. Наверное, справедливо будет сказать, что уходя из «Дома...» читатель тоже взрослеет.
В завершение сегодняшнего обзора скажем о совсем новом романе Сергея Верескова «Шесть дней» (2021). Это роман о неизбежном – о смерти матери, после которой, в каком бы возрасте мы ни находились в момент потери, мы вынуждены взрослеть. Даже если думаем о себе как о взрослых. Пронзительно и трогательно написанный роман в формате монолога заставит вас хорошенько поразмыслить о прошлом и будущем, которое после потери близких представляется зыбким и бессмысленным.
Обзор подготовила Таша Михайлова