Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Романы взросления, написанные русскими авторами

Роман взросления жанр немолодой, в нем успел отметится и сам Лев Николаевич. Его «Детство. Отрочество. Юность» не что иное как роман взросления от первого лица. Правда, как и почти всю классическую русскую литературу его скучно читать в школьном возрасте. Зато интересно становится перечитывать во взрослом. Так что обязательно воспользуйтесь моментом и перечитайте, вам откроются новые смысловые слои.

В числе классиков, отрефлексировавших переход героя на новый уровень сознания, были Николай Гарин-Михайловский, Сергей Аксаков, Максим Горький, Владимир Набоков и многие другие. По большому счету их произведения считаются мемуарами, воспоминаниями о детстве, а не романами взросления в строгом смысле этого слова.

Роман взросления чаще всего рассказывает о вымышленном персонаже. Он показывает нам героя в самом начале и в самом конце определенного отрезка пути, и мы видим разницу между тем, каким он был и каким стал. Как правило, в этих романах есть горькое послевкусие, щемящая тоска по ушедшему, но и приятное предвкушение новой жизни и нового тебя.

Однако путь, который изменяет героя, необязательно должен тянуться из детства в молодость. Это не обязательно роман о подростковом возрасте, хотя подростки чаще всего становятся в нем главными героями. Это роман о переходе, об изменении личности. А момент изменения может наступить и у взрослого человека.

У Федора Михайловича Достоевского есть «Подросток». Это очень сложный роман, и если очертить его одним предложением, то он об обстоятельствах реального мира, которые могут сломать любого человека. Это исследование «души подростка смутного времени», погоня за идеалами и идеями... В каком-то смысле «Преступление и наказание» тоже можно назвать романом взросления, ведь оно показывает нам нравственно­психологическое развитие героя.

У Ивана Александровича Гончарова, например, заглавному герою «Обломова» в начале романа слегка за тридцать. А в конце слегка за сорок, тот самый кризис среднего возраста, когда многие взрослеют по-настоящему. В общем-то, грустный очень роман про большинство из нас. Про запоздалое осознание и не реализовавшиеся мечты, ради которых нам лень даже с дивана встать.

Другой его роман «Обыкновенная история» рассказывает про провинциального молодого человека, чье романтичное представление о жизни и любви меняется под беспощадной реальностью. В чем-то перекликается с "Подростком".

Очень много было создано романов взросления, или как их еще называют, романов воспитания, в советское время. Романы о формировании мировоззрения героя создавались и теми писателями, которые покинули страну, и теми, которые остались. Правда, первыми руководила тоска по родине, вторыми – партия. Стояла задача создания нового человека, отличавшегося сильными нравственными идеалами и принципами. Конечно же, было довольно много произведений, обращенных прежде всего к детям, подросткам, молодежи. Вот лишь несколько советских романов воспитания, которые вы наверняка читали, ну или хотя бы о них слышали: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Школа» и «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой и другие.

Современные российские авторы вольны не выполнять заказ партии, а писать романы взросления, так сказать, от души. Кто-то пишет по следам собственной юности, рефлексируя свою жизнь, как классики, кто-то вкладывает в книги подсмотренные и подслушанные у чужой жизни истории, приправляя их порой причудливой фантазией.

-2

Как, например, Наиль Измайлов в романе «Убыр» (2012). Главному герою пришлось взрослеть в мире взрослых-зомби, порабощенных чудовищами из татарского фольклора - убырами. Родители-зомби ведут себя странно и опасно, и наш герой вынужден спасаться сам и защищать от них младшую сестру. Реальность и сказка, ужас и волшебство причудливо смешались в этом романе, в котором героя может спасти только он сам. И заходя в страшный лес, где живут убыры, ради спасения близких, герой знает, что никогда не будет таким, как прежде.

-3

Журналистка Анна Красильщик (Наиль Измайлов, кстати, тоже журналист) свой роман взросления «Три четверти» (2017) не стала помещать в антураж метафор и фэнтези, а посвятила девочке, чье взросление пришлось на 90-е годы. Смена школы, травля одноклассников, влияние новых друзей, первая влюблённость, сложные отношения с родителями — все это так узнаваемо в 12 лет. Мы все помним свое взросление, пришедшееся на 90-е...

-4

Повесть Валерия Воскобойникова «Все будет в порядке» (2017) уже о взрослении более современного мальчика. Он мечтает выдать маму замуж, чтобы она не была одинока. Вместе с ним взрослеет и его мама, молодая красивая женщина с активной гражданской позицией, за которую она однажды была задержана милицией. Но все в повести заканчивается хорошо, как и пообещал автор.

-5

Если хочется большой глубины и сильных впечатлений, советуем «Дом, в котором...» (2009) Мариам Петросян. Мы уже писали о нем в предыдущем обзоре романов взросления. Напишем и еще раз. Дом — это интернат для детей с инвалидностью, внутренний распорядок Дома устроен чрезвычайно сложно, и физические законы далеко не всегда действуют как в обычном мире. Героев много, и у каждого свои беды и страхи. Не то фэнтези, не то магический реализм, но «Дом...» не отпускает так просто и своего читателя. Наверное, справедливо будет сказать, что уходя из «Дома...» читатель тоже взрослеет.

-6

В завершение сегодняшнего обзора скажем о совсем новом романе Сергея Верескова «Шесть дней» (2021). Это роман о неизбежном – о смерти матери, после которой, в каком бы возрасте мы ни находились в момент потери, мы вынуждены взрослеть. Даже если думаем о себе как о взрослых. Пронзительно и трогательно написанный роман в формате монолога заставит вас хорошенько поразмыслить о прошлом и будущем, которое после потери близких представляется зыбким и бессмысленным.

Обзор подготовила Таша Михайлова

Российская литература
0