Доброго Вам времени суток, Уважаемые подписчики и читатели канала!
Сегодня вновь обратимся к истории ВОв.
Посетим открытую площадку на Поклонной горе и узнаем историю экипажа Ил-4.
Советский двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 с заводским номером 17404 представленный в экспозиции музея Г.О.Р.А. попал сюда весной 2004 года.
До этого он десятки послевоенных лет пролежал в Уссурийской тайге.
В ноябре 1993-го стараниями шеф-пилота Сафронова Владимира Васильевича и летчика-наблюдателя Чиликина при помощи вертолета Ми-8 был оттуда эвакуирован, а позднее грамотно отреставрирован в ООО "Авиационно-реставрационная группа" под руководством О. Ю. Лейко.
18 августа 2004 года, уже окончательно собранный на площадке Ил-4, торжественно был передан в музей.
Данный экземпляр, согласно имеющимся документам, был построен в первой половине 1945 г. на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.
Позднее он был передан для эксплуатации 10-му бомбардировочному авиационному полку 9-ой Воздушной Армии приморской группы советских войск.
Свой первый, он же последний боевой вылет, самолет совершил во время советско-японской войны.
Когда в ночь на 9 августа 1945 года перед экипажами 10-го бомбардировочного полка была поставлена задача по бомбардировке промышленного центра Манчжурии города Харбин.
По документам вышестоящей части, 9-й Воздушной Армии, в налетах на Харбин и Чанчунь участвовало 76 экипажей.
Но ввиду исключительно сложных метеоусловий выполнить поставленную задачу сумели только 32 из них.
При десятибалльной облачности, сильных грозовых разрядах и тропических ливнях им удалось выйти на Харбин и сбросить авиабомбы на военные объекты японцев.
Очевидцы той самой бомбардировки вспоминали
В ночь на 9 августа 1945 года часа в 2-3 ночи мы с женой проснулись от нескольких сильных взрывов бомб где-то вблизи Харбина. Мы подумали, что это первый налет американской авиации, потому что чуть раньше были сообщения японских телеграфных агентств о том, что американские войска высадились на Окинаве.
Лишь утром узнали из сообщения харбинского радио о том, что СССР объявил войну Японии и в полночь начал военные действия против Квантунской армии.
И это была ночная бомбардировка станции, построенной японцами Лафа-Харбинской стратегической железной дороги.
Прорваться сквозь грозу к Харбину удалось и экипажу Ил-4 младшего лейтенанта Моисеева Анатолия Ивановича - летчика 10-го бомбардировочного авиационного полка.
В ходе нанесения авиаудара один из двигателей самолета получил повреждение и загорелся.
Что это было? Попадание японского зенитного снаряда или же разряд молнии в документе не уточняется.
Но летчику удалось героически дотянуть до своей территории и посадить уже охваченную пламенем машину на тайгу.
При этом весь экипаж самолета выжил. После чего двое суток тайгой пробирался до первого населенного пункта.
Приказом №163 от 11 сентября 1945 года по 33 БАД 19 БАК за совершенный подвиг в борьбе с японскими милитаристами младший лейтенант Моисеев Анатолий Иванович, 1920 года рождения, был представлен к ордену "Отечественной войны I степени".
Отмечен был также штурман экипажа - лейтенант Яцын Прокофий Митрофанович, 1914 года рождения, получивший орден "Отечественной войны II степени".
Установить ФИО стрелка-радиста средней установки (башенный стрелок) и стрелка люковой установки, к сожалению, не удалось так как они за данное происшествие награждены не были.
И вопрос остается открытым.
А на сегодня все.
Удачи, позитива и добра!
Ставьте лайки и пожалуйста, подписывайтесь на канал!
Ваш Алекс Путешественник!
#великая отечественная война #подвиг народа #поклонная гора #ил-4 #герои войны