Найти в Дзене

Выполнили боевое задание и посадили горящий самолет на тайгу. Из истории экипажа Ил-4 на Поклонной горе

Доброго Вам времени суток, Уважаемые подписчики и читатели канала!

Сегодня вновь обратимся к истории ВОв.

Посетим открытую площадку на Поклонной горе и узнаем историю экипажа Ил-4.

Советский двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 с заводским номером 17404 представленный в экспозиции музея Г.О.Р.А. попал сюда весной 2004 года.

Фото автора
Фото автора

До этого он десятки послевоенных лет пролежал в Уссурийской тайге.

В ноябре 1993-го стараниями шеф-пилота Сафронова Владимира Васильевича и летчика-наблюдателя Чиликина при помощи вертолета Ми-8 был оттуда эвакуирован, а позднее грамотно отреставрирован в ООО "Авиационно-реставрационная группа" под руководством О. Ю. Лейко.

18 августа 2004 года, уже окончательно собранный на площадке Ил-4, торжественно был передан в музей.

Данный экземпляр, согласно имеющимся документам, был построен в первой половине 1945 г. на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.
Позднее он был передан для эксплуатации 10-му бомбардировочному авиационному полку 9-ой Воздушной Армии приморской группы советских войск.
Фото автора
Фото автора

Свой первый, он же последний боевой вылет, самолет совершил во время советско-японской войны.

Когда в ночь на 9 августа 1945 года перед экипажами 10-го бомбардировочного полка была поставлена задача по бомбардировке промышленного центра Манчжурии города Харбин.

По документам вышестоящей части, 9-й Воздушной Армии, в налетах на Харбин и Чанчунь участвовало 76 экипажей.
Но ввиду исключительно сложных метеоусловий выполнить поставленную задачу сумели только 32 из них.

При десятибалльной облачности, сильных грозовых разрядах и тропических ливнях им удалось выйти на Харбин и сбросить авиабомбы на военные объекты японцев.

Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.

Очевидцы той самой бомбардировки вспоминали

В ночь на 9 августа 1945 года часа в 2-3 ночи мы с женой проснулись от нескольких сильных взрывов бомб где-то вблизи Харбина. Мы подумали, что это первый налет американской авиации, потому что чуть раньше были сообщения японских телеграфных агентств о том, что американские войска высадились на Окинаве.

Лишь утром узнали из сообщения харбинского радио о том, что СССР объявил войну Японии и в полночь начал военные действия против Квантунской армии.

И это была ночная бомбардировка станции, построенной японцами Лафа-Харбинской стратегической железной дороги.

Прорваться сквозь грозу к Харбину удалось и экипажу Ил-4 младшего лейтенанта Моисеева Анатолия Ивановича - летчика 10-го бомбардировочного авиационного полка.

В ходе нанесения авиаудара один из двигателей самолета получил повреждение и загорелся.

Что это было? Попадание японского зенитного снаряда или же разряд молнии в документе не уточняется.

Но летчику удалось героически дотянуть до своей территории и посадить уже охваченную пламенем машину на тайгу.

При этом весь экипаж самолета выжил. После чего двое суток тайгой пробирался до первого населенного пункта.

Выдержка из приказа о награждении.                                                                             Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.
Выдержка из приказа о награждении. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.
Приказом №163 от 11 сентября 1945 года по 33 БАД 19 БАК за совершенный подвиг в борьбе с японскими милитаристами младший лейтенант Моисеев Анатолий Иванович, 1920 года рождения, был представлен к ордену "Отечественной войны I степени".
Наградной лист.                                                                                                            Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.
Наградной лист. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.

Отмечен был также штурман экипажа - лейтенант Яцын Прокофий Митрофанович, 1914 года рождения, получивший орден "Отечественной войны II степени".

Наградной лист.                                                                                                            Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.
Наградной лист. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Подвиг народа.

Установить ФИО стрелка-радиста средней установки (башенный стрелок) и стрелка люковой установки, к сожалению, не удалось так как они за данное происшествие награждены не были.

И вопрос остается открытым.

А на сегодня все.

Удачи, позитива и добра!

Ставьте лайки и пожалуйста, подписывайтесь на канал!

Ваш Алекс Путешественник!

#великая отечественная война #подвиг народа #поклонная гора #ил-4 #герои войны