В конце мая ЦНИИОИЗ объявил о переходе на инновационный способ оценки удовлетворённости населения оказанием медицинской помощи. Минздрав не смущает, что мнение спрашивается у не понимающих в медицине и даже не лечившихся людей, он просто меняет формат выяснения удовлетворённости населения с плохого на нехороший, но новый. Первые оценки стали неожиданностью для самого Минздрава
Так вышло, что внесённый не только в федеральную «Модернизацию первичного звена здравоохранения», но и куда только можно, целевой показатель удовлетворённости населения медицинской помощью не имел методики расчёта. Получалось, что каждый учётчик удовлетворённости населения ориентировался на собственные предпочтения и исходил как бы не из взгляда на здравоохранение народа и его представителя – государства, а сугубо из глубоко личного мировоззрения.
Возглавившая ЦНИИОИЗ профессор Ольга Кобякова уверена, что «к факторам, влияющим на уровень показателя удовлетворенности людей медицинской помощью, относятся пол, возраст», что совершенно не учитывается в критериях. Исходя из задачи «учесть», ЦНИИОИЗ разработал алгоритм телефонного опроса респондентов, не только максимально отражающий общее и индивидуальное мнение целевой аудитории, но и учитывающий половозрастные и социальные особенности каждого оценщика.
В общих чертах суть алгоритма опроса представили населению, и, вероятно, уже опробовали его на людях. Во всяком случае на торжественном приёме в РАН по случаю перевыборов академиков и членкоров министр Мурашко объявил: «Сегодня мы получили предварительные пока цифры, констатируем, что уровень удовлетворения населения медицинской помощью возрос по сравнению с предыдущими годами и достиг одного из максимальных за предыдущий период».
Не задавайтесь вопросом, про «скока было тогда и когда, а скока стало», ответа на него нет. Минздрав всю информацию обязан держать по-военному в секрете, но Михаилом Альбертовичем заявлено отнюдь не с опорой на прошлогодний опрос Ромира, установивший 8% прирост удовлетворённости до 54% за 20 лет. Министр ясно дал понять про максимальный позитивизм, а ежегодная прибавка в 0,4% дополнительного удовлетворения - повод для министерских слёз.
Озабоченный поисками оценочных критериев качества медицинской деятельности и страшно секретный Минздрав, может пить шампанское за уникальный способ оптимальной оценки удовлетворённости населения. Пусть не только пациенты, но и все, кому не лень ответить на вопросы, вынесут вердикт специалисту высокой квалификации про его труд. Врачу же вообще совсем не важно, сколько удовлетворённости насчитали по новой методике, вот совсем не важно.
«Прошли времена, когда всем было наплевать на мнение Васи Пупкина при производстве кинокартин, строительстве домов, конструировании атомных подводных лодок, выборе тактики продаж микросхем и леший знает чего еще, неважно! Главное — учитывать мнение простого человека с улицы. Профессионалы профессионалами, а мнение обывателя, который “право имеет”, никто отменить не вправе! <…> Но хочется напомнить, что права должны выдаваться исключительно вместе с обязанностями. В данном случае право голоса должно (просто обязано!) безусловно коррелировать с обязанностью иметь мозги».
Эти гениальные слова родились у одного очень хорошего врача безотносительно последнего заявления министра, но эта мысль «про всё» в этой жизни и про здравоохранение тоже, где ценность специалиста на глазок определяется пациентом, ничего не понимающим в медицине. Врачу совсем не нужно думать и знать, как его действия оценивает больной, потому что оценке этой цена - грош в базарный день.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача