Найти тему
5,9K подписчиков

24 июня 1812 года.

552 прочитали

210 лет назад, 24 (12 по ст. ст.) июня 1812 года почти полумиллионная армия императора Наполеона Бонапарта перешла по трем понтонным мостам Неман и вторглась в пределы Российской Империи.

210 лет назад, 24 (12 по ст. ст.) июня 1812 года почти полумиллионная армия императора Наполеона Бонапарта перешла по трем понтонным мостам Неман и вторглась в пределы Российской Империи.

«В трехстах шагах от реки, на самом высоком месте, виднелась палатка императора. Вокруг нее все холмы, все склоны и долины были покрыты людьми и лошадьми. Как только встало солнце, немедленно был дан сигнал к выступлению, тотчас же эта масса пришла в движение и, разделившись на три колонны, направилась к трем мостам. Видно было, как эти колонны извивались, спускаясь по небольшой равнине, которая отделяла их от Немана, и приближались к реке, чтобы, перейдя ее, достигнуть, наконец, чужой земли, которую они собирались опустошить, но которую вскоре сами должны были усеять своими останками!
Горячность, охватившая их, была так велика, что две дивизии авангарда, оспаривая друг у друга честь первыми вступить на чужой берег, начали драку, и только с трудом удалось успокоить их. Наполеон торопился ступить ногой на русскую землю. Без малейшего колебания сделал он этот первый шаг к гибели! Он держался сначала около моста, поощряя солдат своим взглядом.

Все приветствовали его обычными возгласами. Солдаты казались даже более воодушевленными, чем он, - может быть, оттого, что такое гигантское нашествие всё же лежало бременем на его душе, а может, потому что его ослабленный организм не выносил чрезмерной жары.
Наконец его охватило нетерпение. Он быстро проехал через равнину и углубился в лес, окаймлявший реку, а затем помчался со всею быстротой, на какую только была способна его лошадь, и, казалось, в своей горячности хотел один настигнуть врага. Он проехал больше лье в одном направлении, но не встретил никого, и в конце концов ему пришлось вернуться к мостам, откуда он уже двинулся с гвардией, направлявшейся к Ковно»
(Филипп-Поль де Сегюр. «Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I», 1825 г.).