Говард Шульц работая продавцом, заметил что маленькая фирма из Сиэтла делает большие закупки на ручные кофеварки
Это был «Старбакс» — магазины по продаже кофе, маленькая сеть всего из четырех точек.
Так как никто не далал таких крпных закупок, Говард решил съездить посмотреть на эту кампанию
Когда он приехал в Сиэтл и подошел к двери «Старбакс», та распахнулась и пьянящий аромат кофе затащил его внутрь. Говард оказался в месте, похожим, на храм почитания кофе.
Оказалось, люди предпочитают ручные кофеварки потому что им нравится ритуал приготовления, и кофе не пригорает в отличии от электрических кофеварок.
Когда парень за прилавком протянул Говарду свежезаваренный кофе, его пар и аромат, казалось, обволакивают все лицо. Добавлять сахар и молоко считалось смертным грехом. Говард сделал пробный глоток и от удивления его глаза широко раскрылись. Он был пленен необыкновенным вкусом.
Затем Говард поехал на завод где обжаривали кофейные зерна, чтобы встретиться с владельцами компании Джеральдом Болдуином и Гордоном Боукером.
Интересно то, что никто из них даже и не помышлял о построении бизнес-империи. Они основали «Старбакс» по одной единственной причине: они любили кофе и хотели, чтобы у Сиэтла был доступ к лучшим сортам.
Сейчас мы пропустим все минимальные интрижки чтобы не удлинять статью и перейдем к самому интересному
Всё изменила поездка в Италию. Говард увидел грациозно двигающегося барриста, который одновременно разговаривал с посетителями, перемалывал зерна и наливал кофе. Он заметил, что барриста приветствует всех по имени. А посетители наслаждались каждой минутой.
Увидев это, Говарда осенило!
Вот чего не хватает «Старбакс»! Это было как божественное озарение.
«Старбакс» продает великолепный кофе, но не предлагает его в чашках. Они продавали кофе только в упаковках
Возвращение в Сиэтл
Боссы заявили, что «Старбакс» это магазин, а не ресторан. Продажа напитков в чашках разрушит целостность миссии. Кроме того, в тот момент они были заняты покупкой их давнего конкурента: сети кофеен Peet’s Coffee and Tea, она была выставлена на продажу.
Руководители еще долго сопротивлялись, но в какой-то момент они наконец позволили ему открыть в центре Сиэтла один эспрессо-бар. В тот день Америка впервые попробовала кофе «Латте». За сутки в кофейне побывало вдвое больше посетителей, чем обычно в других их магазинах.
Постепенно бизнес рос. Посетителей становилось все больше и на улице стала создаваться очередь. Кофейня стала местом встреч, где царила возбуждающая атмосфера.
Однако руководители посчитали этот успех отвлекающим от основного направления. Они не хотели, чтобы «Старбакс» воспринимали как кофейню где быстро варят кофе. Они не хотели превращаться в рестораторов.
Поиск инвесторов
Говард не мог так просто отказаться от своей грандиозной идеи: эспрессо-баров в итальянском стиле, и ушел из «Старбакс», чтобы основать собственное дело: кофейни на многолюдных улицах.
Весь год Говард был не просто неудачником, а неудачником из неудачников. Это был самый трудный период в его жизни.
Говард обращался к каждому в ком видел потенциального инвестора. Это был самый трудный период в его жизни. Говард испытывал чувство, будто его всякий раз пинают, когда он стучится в очередную дверь.
Говард наивно заводил разговор, чуть ли не с каждым.
За весь год Говард встретился с 242 людьми, из них 217 ответили «НЕТ».
Трудно оставаться на подъёме, постоянно слушая от всех, что твоя идея — ужасная
Далее он открывает свою кофейню на деньги инвесторов, исправялет ошибки которые встречаются на его пути, бизнес начинает постепенно идти в гору. В это время владельцы «Старбакс»: Джерри и Гордон испытывали финансовые трудности и решили продать «Старбакс» Говарду Шульцу.
Экспансия
«Старбакс» ускорял темы развития в новые города. Каждый год открывалось больше кофеен чем предыдущий.
Однако с ростом «Старбакса» рос и страх Говарда: потому что на глаза попадались очень хорошие маленькие кофейни-конкуренты, которые имели все шансы быстро разрастись и догнать «Старбакс». Если бы не инвестиции, они стали бы реальной угрозой.
Быстрый рост
Экспансия ускорялась. В 1992 году построили 50 кофеен. В 1993 — 100 кофеен. Аналитики Уолл-Стрит были в восторге, наблюдая показатели продаж.
«Старбакс» в первую очередь шла на те рынки, где было больше почтовых заказчиков. Это высокообразованные, состоятельные, много путешествующие и интересующиеся культурой и искусством люди. Аудитория которая идеально подходила для экспансии.
Но и конкуренты не дремали. Кофейный бизнес стал привлекать множество других игроков. Поэтому «Старбакс» ускорился покорять Восточное побережье, Нью Йорк и Бостон.
В Бостоне «Старбакс» предприняла неожиданный шаг, вместо разжигания войны с местными конкурентами: сетью The Coffee Connection, состоявшей из 25 кофеен — они их купили.
А вместе с ними и рецепт нового напитка: «Фраппучино» — это смесь капучино, молочного коктейля и мороженого. Фраппучино был фантастически популярным и моментально стал хитом. О нем говорили все
В жаркие дни кофейни пусты. Но с Фраппучино кофейни Starbucks стали приносить прибыль даже летом. Сейчас это один из самых успешных продуктов «Старбакс»
Реклама
Каждый раз с открытием кофейни в новом городе, кто-нибудь обязательно предсказывал неудачу.
Никто не верил, что эспрессо станет таким популярным. И что кофейни появятся на перекрестках по всей Америке.
Тем не менее, в каждом городе, в первый день работы в кофейню выстраивалась очередь.