Жесты играют огромную роль в нашей жизни, хоть мы и не всегда это осознаём. Подняв руку, мы можем поздороваться с другом, моргнув глазом установить с кем-то взаимопонимание, а оттопырив средний палец… Ну, пожалуй, этот жест мы пропустим. Невербальная коммуникация (или невербальная речь) предлагает ряд возможностей для передачи информации и установления контакта с другими людьми. Овладение этим навыком позволит вам более эффективно общаться с людьми — как в личной, так и в профессиональной жизни.
Большинство из нас считает, что слова обладают наибольшей коммуникативной силой. И возможно это даже правда, но не стоит забывать и о том, какую важную роль играют сообщения, которые мы передаем без их помощи. По данным американского психолога Рэя Бёрдвистелла, 65 % сообщений передаются с помощью невербальной речи, а антрополог Альберт Мехрабян утверждает, что в процессе межличностного общения слова передают только 7 % информации, а невербальные поведение и тон голоса всё остальное.
Невербальная коммуникация
Невербальное общение позволяет передавать (и считывать) эмоциональные состояния, намерения, черты характера и темперамент человека. Обычно мы транслируем эти сообщения подсознательно.
Благодаря многочисленным исследованиям можно узнать значение многих жестов или невербальных действий и, таким образом, умело использовать и читать их в повседневной жизни.
Формы невербального общения
Какие формы невербальной коммуникации являются наиболее важными?
1. Пантомимика (жесты)
Жесты — это элементы невербального общения, которые мы используем чаще всего — как сознательно, так и бессознательно. Они могут выражать различные эмоциональные состояния, заменять слова или помогать нам описывать различные ситуации.
Жесты делятся на:
- Эмблемы — невербальные способы замены слов, например, поднятый вверх большой палец, говорящий «хорошо», или знак «V», состоящий из пальцев, означающий «мир» или «победа»,
- Эффекторы — индикаторы эмоций, отражающие тип и интенсивность эмоций, например, проявляющиеся выражением лица или изменением положения тела,
- Иллюстраторы — призваны иллюстрировать произнесённые слова, часто поддерживая нас в устных сообщениях,
- Регуляторы — поведение, позволяющее синхронизировать ход разговора, например, подтверждая или отрицая его кивком головы.
2. Мимика
Мимика первой вызвала интерес исследователей, а также лучше всего воспринимается собеседниками. Благодаря этому наше лицо является отличным источником информации для собеседников. С него можно прочитать несколько десятков различных выражений лица и головы, позволяющих усилить, нейтрализовать или замаскировать эмоции. Губы, брови, лоб и глаза играют очень важную роль. Один только зрительный контакт позволяет определить ваше отношение к собеседнику, а сужение или расширение зрачков может многое рассказать о настроении собеседника.
3. Проксемика (пространственные отношения)
Это область исследования, которая фокусируется на социальном восприятии личного пространства. Благодаря ей мы можем научиться понимать, как расстояние между двумя собеседниками определяет их отношения. Из него можно сделать вывод, например, что чем ближе два человека стоят друг к другу, тем они ближе друг к другу в остальных аспектах их взаимоотношения. На этом этапе стоит познакомиться с четырьмя зонами коммуникативной дистанции, к которым относятся следующие пространства:
- интимные — около 45 см вокруг нашего тела,
- личные - 45-120 см вокруг нашего тела,
- социальные - 120-360 см вокруг нашего тела,
- общественные — более 360 см вокруг нашего тела.
4. Паралингвистические факторы
Речь здесь идёт прежде всего о таких факторах, как тембр и тон голоса или темп и беглость речи. Теплый тембр голоса, например, привлекает людей и формирует положительное восприятие говорящего. Тон и громкость речи могут выражать эмоциональное состояние. Отсутствие беглости речи, частые разрывы предложений могут свидетельствовать о некомпетентности говорящего. Все эти элементы невербальной коммуникации очень важны и также поддаются контролю – как на уровне личной, так и профессиональной жизни.
5. Социальные и личные факторы
К невербальным факторам также относится внешность: одежда и даже запах, которые могут свидетельствовать, с одной стороны, о социальном статусе, а с другой - о самооценке данного человека. Это также оказывает огромное влияние на межличностное общение.
Функции невербальной коммуникации
Также стоит сказать немного больше о функциях невербальной речи — по Шереру и Уолботту.
Итак, функции невербальной речи делятся на:
- семантическую, имеющую цель видоизменить вербальное сообщение — речь идёт прежде всего о подчеркивании, создании отсылок, противоречии и т. д.,
- синтаксическую, которая, с одной стороны, служит для обозначения фаз разговора (например, установление зрительного контакта для начала разговора), а с другой стороны используется для синхронизации собеседников (например, обеспечение комфорта за счёт сокращения расстояния или правильного положения тела),
- прагматичную, позволяющую влиять на поведение партнёра и подчеркивать принадлежность к определённой группе (например, соответствующая одежда или жесты, характерные для данной среды),
- регулирующая беседу, направленное на организацию беседы.
Невербальное общение имеет значение
Получая знания о невербальном общении, мы получаем возможность использовать жесты, мимику или паралингвистические факторы для достижения конкретных целей. Мы получаем возможность правильно структурировать сообщения и правильно доносить информацию, а также распознавать эмоциональное состояние или авторитет нашего собеседника.